Время андрогинов

Андрогины — мифологические существа, совмещающие мужскую и женскую природу. То есть, фактически, бесполые. Их разделение на мужчин и женщин — наказание, злая воля богов. Однако технологические, экономические и идеологические тенденции современного мира приводят к воплощению этой античной сказки в жизнь. Границы гендера в наше время подвижны и грозят вскоре вообще уйти в прошлое. Рождается человек вообще, без полового разделения, — современный андрогин.

Одна из целей прогресса — элиминация природной ипостаси человека

Пол как биологическая рамка

Человек живет одновременно в двух реальностях. Первая — природная реальность, частью которой человек остается как биологическое существо. Другая реальность — культура как совокупность всего сотворенного человеком. Культура поднимает нас над миром природы, отделяет от него и помогает из поколения в поколение воспроизводить в нас нечто сугубо человеческое. Однако даже будучи восприемником самых развитых и утонченных форм культуры, человек не может полностью избавиться от влияния на него природной, биологической ипостаси. Это влияние часто носит весьма негативный характер: например, от убивающего воздействия крошечной бактерии не защищены даже ученые и поэты. А потому прогресс человеческой культуры имеет не всегда явную, но от этого не менее актуальную цель — избавиться или хотя бы минимизировать биологическую детерминацию нашей деятельности.

Принадлежность к мужскому или женскому полу — одна из таких биологических детерминаций. Мы даже с внешней, морфологической точки зрения отличаемся друг от друга; различны и наши психологические особенности. Однако долгое время этот биологический фактор человеческого бытия невозможно было устранить — общество не имело для этого необходимых инструментов. Люди были вынуждены принять свой пол как неустранимую данность, замыкающую человека в тех или иных, соответствующих полу социальных ролях.

Техника компенсирует естественные физиологические ограничения

Хозяйственный источник иерархий

Немалую роль в этом сыграла хозяйственная деятельность человека. Пока она близка к природе, т. е. имеет своим объектом, прежде всего, явления природного мира, биологические различия между полами играют важную роль. Охота и собирательство, сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность — во всех этих сферах хозяйствования, оперирующих предметами природного происхождения, важна физическая сила работника. Отсюда естественно вытекает мужская и женская специализация труда. На различии производственных функций, и не просто различии, а иерархии, веками строилась система распределения общественных функций и ролей. И множество механизмов культуры работало над освящением и закреплением такого положения вещей.

Однако по мере развития технологического базиса экономики различие между полами постепенно переставало играть определяющую роль. Машины и механизмы чем дальше, тем больше нивелировали биологические различия между людьми. Например, повсеместное проникновение конвейера практически уравняло производительность мужчин и женщин. Конечно, и по сей день существуют сферы труда, где машина не может компенсировать недостаток мускульной силы у женщин, но в масштабах современной экономики эти сферы уже не играют определяющей и социотворческой роли.

Эмансипация женщин — следствие борьбы против традиционной буржуазной иерархии

Да и вообще определяющая роль физического труда на производстве ушла в прошлое. При нынешнем уровне разделения труда и в силу важности постиндустриальных сфер занятости женский труд уже не может считаться чем-то второстепенным и менее значимым, чем мужской. И по мере того, как происходили все эти изменения (особенно быстро — в последние полтора века), рушились культурные барьеры, замыкающие женщину на второстепенных ролях в обществе. Рушились не сами собой, за равноправие и эмансипацию приходилось бороться. И не случайно эта борьба долгое время была частью рабочего движения, своими левыми лозунгами на протяжении десятилетий сотрясавшего патриархальный буржуазный порядок.

Рождение общечеловека

В наше время женщины празднуют победу. И это, кроме всего прочего, свидетельствует о том, что общий хозяйственный механизм уже развит настолько, чтобы элиминировать различие полов как биологический фактор детерминации социальных отношений. И культура в целом движется в том же направлении: например, право это различие уже практически не замечает, мораль тоже. Трансформируются такие традиционные источники социальных иерархий, как церковь, наука, государственное управление и другие. Человечество постепенно приходит к полному устранению различия полов из общественной жизни, сделав этим еще один шаг к победе в человеке сугубо человеческого над природным. То есть, по сути, искусственного над естественным. Останется только решить проблему размножения, и все.

При всей возвышенности и торжественности этой цели, выглядит такая победа над природой не всегда привлекательно. Особенно на консервативный взгляд. Женщины отказываются от традиционной «женскости» и даже женственности, а мужчины — от мужественности. Словно устав тысячелетиями нести бремя социального управления на своих плечах, мужчины сбрасывают с себя бесконечные «ты должен» и все чаще просто наслаждаются жизнью без всякой надоевшей ответственности за все вокруг. Весьма характерны и такие следствия разрушения половой детерминации, как гомосексуализм, браки между представителями одного пола, смена пола или вообще отказ от гендерной принадлежности как таковой. Многим кажется, что мир сходит с ума, но нет, мир просто борется с биологией как природной ипостасью в человеке. Биология — это всегда довольно жесткие границы и рамки, а современный человек не терпит перед собой никаких границ, он взламывает их и стремится полностью взять в свои руки формирование себя самого, во всех аспектах своей самости.

Время андрогинов — эпоха обратного слияния мужской и женской ипостаси в единое целое

Те факторы идентичности, которые навязываются извне, человек в нетерпении отбрасывает; национальность, страна рождения, семейные связи, возраст и даже пол — все это больше не замыкает человека в социальной клетке и не вынуждает его принимать на себя те общественные роли, которые ему внутренне чужды. Устранить влияние на свою идентичность социума и даже природы и стать тем, кем хочешь только ты сам — вот главная идея человека начала XXI века.

Конечно, пока она не вполне достижима. Однако на ее реализацию работает весь ускоряющийся прогресс технологий, в том числе социальных. Но главная преграда на этом пути — в головах других людей. И потому, если вам до сих пор кажется, что тому или иному человеку нужно быть не тем, кем он хочет быть, а тем, кем хочет его сделать семья, друзья, коллектив и лично вы, лучше оставьте такой образ мыслей. Даже всесильной природе все менее под силу определять личность и деятельность человека, не то что мнению кого-то со стороны. И это — самый главный вызов нынешнего века: научиться принимать другого таким, каким он решил стать, без заталкивания его в милые вашему сердцу и столь привычные социальные ниши. Научиться будет трудно, но выбора нет. Ведь и многих из этих социальных ниш скоро тоже может не остаться. Например, таких, как «мужчины» и «женщины». Время андрогинов — это время человека вообще, восполняющего свою принципиальную неполноту преодолением рокового разделения, этой злой воли богов.


Текст: Константин Смолий