Круглый стол

Какая отрасль бизнеса, на ваш взгляд, связана в настоящее время с наибольшим количеством рисков?


Елена Черненко, директор ГК «Тайм», эксперт по развитию

Существует большое количество отраслей бизнеса, которые принято считать наиболее рискованными. Пальму первенства стабильно удерживают инвестиции в земельные ресурсы, работа с недвижимостью и банковское дело, строительство, страхование и рынок Forex. И этот список можно было бы продолжать достаточно долго, но мы хотим остановиться на отрасли, в которой, вне зависимости от общего кризисного или процветающего состояния экономики, на каждые десять открывающихся предприятий приходится около девяти сворачивающих свой бизнес в первый год работы.

Речь идет о ресторанном бизнесе. Главной ошибкой большинства начинающих рестораторов становится плохое исследование рынка и шапкозакидательское отношение к очевидным перспективам. Большинство из них не проводят маркетинговые исследования, не продумывают концепцию будущего заведения, а поступают интуитивно, исходя из собственных ощущений. Некоторые из них создают клоны известных заведений и надеются на то, что смогут повторить успех того, кому подражают. У других существует обязательный конфликт интересов владельца и шеф-повара, каждый из которых по-своему видит способы максимально завлечь всех гостей, в результате смешивают посылы для разных целевых аудиторий, распыляя рекламный бюджет и в итоге получая плачевный результат. Ко всему прочему немногие из тех, кто создает такой бизнес, понимает, что он может потребовать больших инвестиций, которые могут стать невозвратными.


Дмитрий Зипунников, управляющий партнер юридической компании «Консул & Рубикон»

Этот вопрос, конечно, достоин отдельного многостраничного исследования, поэтому краткий ответ на него возможен с точки зрения анализа основных факторов отраслевых рисков. Отраслевые факторы риска можно разделить на две категории — внутренние и внешние. В качестве наглядного примера внешнего фактора можно привести санкции, из-за введения которых существенно изменилась расстановка сил во многих отраслях, появилась возможность для развития отечественного рынка, а где-то из-за этой же причины — для его деградации.

К факторам внутреннего риска следует отнести высокую конкуренцию в отрасли, наличие монополиста на рынке, а также большого количества товаров-заменителей, падение объемов сбыта продукции, быстрые технологические изменения в отрасли, которые могут привести к увеличению затрат на производство, барьеры входа и выхода на рынок, необходимость лицензирования, сертификации, участия в саморегулируемых организациях как критерии допуска в бизнес, повышенная налоговая нагрузка на отрасль.

С учетом указанных факторов с наибольшим количеством рисков связан производственный бизнес, далее торговля и, наконец, сфера услуг. Последняя, на мой взгляд, является наименее рисковой.


Вячеслав Черепахин, президент медиагруппы «Премия»

Чтобы понять, какая отрасль бизнеса связана с наибольшими рисками, для начала нужно проанализировать самые «рисковые» товары или услуги. Мне, например, понятно, что это, во-первых, все группы товаров, чей спрос может быть отложен — недвижимость, автомобили, туризм, мебель, белая техника, хорека (так называемая «индустрия гостеприимства» — прим. ред.) и тому подобное. Вторая группа рисковых продуктов связана с кэшфло населения: банки, страхование, инвестфонды. И, пожалуй, самая рисковая группа — все, кто связан с обслуживанием бизнеса: В2В, маркетинг, реклама, медиа, IT, клининг, транспорт. Риски всех этих отраслей напрямую связаны с экономикой региона и довольно прогнозируемы и просчитываемы. Куда неприятнее непрогнозируемые риски, которые привязаны, например, к погоде или надзорным органам. Можно видеть сейчас, что в связи с теплой зимой страдает шинный бизнес, а стритритейл не развивается из-за сложностей согласования реконструкции помещений. Наверняка можно утверждать, что весь бизнес связан с рисками. Но в разное время разные группы рисков оказывают разное влияние на экономику и рынок. И возможно, в этом и состоит талант предпринимателя — понимать эти изменения и учитывать в своем деле.