Дело в деталях, или Учимся мыслить в контексте

Положение бизнеса внутри системы, состоящей из рынков и их взаимодействий, окружающей среды и социума, внутренней и внешней политики, законодательства и т. д., принято называть контекстом бизнеса. Любое значимое событие, которое происходит в этой системе, влияет на необходимость срочной выработки и принятия корректирующих действий.

Елена SOVA
Елена SOVA

Понимание контекста бизнеса определяет его успех или неудачи как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. К примеру, стратегия компании строится на основе некоей стратегической идеи, а та, в свою очередь, реализуется в определенном контексте. И если первичный анализ контекста был либо неполон, либо неверен, то в результате изменения контекстных условий для бизнеса неизбежен крах. И здесь совершенно неважно качество реализации принятой стратегии, потому что сама стратегия была разработана с ошибочной идеей.

Какая же существует технология работы с контекстом бизнеса? Все начинается с выработки стратегической идеи. Но до такой выработки необходимо обрести понимание, какова целевая аудитория и насколько ей соответствует предлагаемая компанией ценность. Важно в обозримой временной перспективе представлять ту цель, то состояние компании, к которому стремитесь. И тогда стратегическая идея выступит своеобразным фильтром, который высветит все аспекты, важные для анализа. Справедливо и обратное: понимание контекста бизнеса, важного для выработки стратегической идеи, позволяет собственникам бизнеса оценить ее соответствие сложившимся на рынке и в обществе условиям.

К примеру, компания планирует вывести на рынок новый продукт, который, по замыслу, должен обеспечить «отстройку» от конкурентов. Оценивать такую идею нужно с учетом максимально широкого экономического контекста, рассматривая ее не только в рамках существующего сегмента рынка. И лишь после проведения такой оценки переходить к разработке плана действий. Скажем, если во время проведения оценки выяснилось, что покупательская способность в интересующем сегменте неуклонно снижается и потребитель готов платить значительно меньше, чем ранее, то, следовательно, стоит разработать упрощенную или сокращенную версию предлагаемого продукта.

Одним словом, взаимодействие с контекстом бизнеса — это цикличный взаимосвязанный процесс, в котором каждое принимаемое решение сопоставляется с результатами проведенного анализа контекста и каждый шаг приводит к необходимости повторного проведения аналитики.

Безусловно, на контексты можно оказывать влияние путем изменения существующих законов и правил (социальных, политических и экономических). Но запрос на такое изменение должен быть сформирован в социуме, а это крайне сложно без совместной работы с какими-либо общественными организациями или политическими партиями. И получается, что методы и способы подобного влияния напрямую связаны с личной идеологией владельца бизнеса. Для кого-то окажется логичным профинансировать деятельность партии или общественного объединения, кто-то решит выдвинуть собственную кандидатуру на очередных выборах в органы законодательной власти, кто-то предпочтет отдать все силы ранее созданному, преумножая и развивая достигнутое. Но каждый из таких выборов все равно окажет свое влияние на контекст и приведет к его изменениям, что, в свою очередь, создаст необходимость для внесения изменения в ранее созданную модель стратегического развития бизнеса.

И здесь напрашивается вывод, что от полноты понимания существующего контекста, корректности шагов, осуществляемых компанией, напрямую зависит результативность бизнеса. А значит и владельцы бизнеса, и топ-менеджмент, обязаны развивать в себе особую компетенцию — контекстное мышление. Это нужно для того, чтобы они смогли поддерживать баланс стратегической идеи, контекста и непосредственно стратегии, тем самым обеспечивая конкурентоспособность бизнеса в адаптации к изменяющимся условиям среды.


Читайте мою колонку «Дело в деталях» в «Деловом Волгограде», а также на сайтах elena-sova.ru и delosmi.ru. Звоните +7 995 400 5454. Собирайте лайфхаки, развивайте себя и свой бизнес, наслаждайтесь результатом.


Лайфхак дня: Подстраивайтесь под существующие контексты, творите новые.


Текст: Елена SOVA