Новая форма контроля — проверочный лист

Трудовое законодательство — одна из самых важных для предпринимателей отраслей права. И в ней, как и в других отраслях, постоянно появляются нововведения. Так, с 1 января 2018 года государственные трудовые инспекции начнут контролировать работодателей с помощью проверочных листов.

Введение проверочных листов предусмотрено постановлением правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080. В настоящее время на сайте Федеральной службы по труду и занятости содержится 107 форм таких листов, но в дальнейшем их число планируется довести до 200. Сразу после нового года трудовые инспекции (ГТИ) начнут применять проверочные листы при проведении плановых проверок. Правда, сначала только в отношении организаций и ИП, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска. Остальным нужно готовиться к плановым проверкам при помощи листов с 1 июля 2018 года. При проведении проверки инспектор не вправе задавать вопросы, которых нет в проверочном листе.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости:

— Для того чтобы работодатели перед проверкой могли самостоятельно определить, насколько они соблюдают закон, и, если что-то нарушают, устранить это еще до того, как придет инспектор, Роструд разрабатывает специальные проверочные листы. Проверочный лист — это список вопросов. По ответам на них трудовой инспектор может однозначно определить, соблюдает работодатель обязательные требования закона или нет. Такие листы содержат фиксированное количество требований, и инспектор должен проверить, выполняет ли их работодатель. Роструд планирует не только внедрить проверочные листы в практику, но и сделать доступными для работодателей: скачать их с сайта ведомства можно уже сейчас.

Проверочный лист должен содержать следующие сведения:

  • вид контроля или надзора;
  • вид деятельности работодателя и его категория риска;
  • наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, которые содержат проверяемые требования;
  • перечень вопросов по обязательным требованиям, ответы на которые показывают, соблюдает или не соблюдает работодатель требования, которые составляют предмет проверки;
  • соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с конкретными нормами;
  • учетный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в Едином реестре проверок.

Приведем пример, как работодатель может подготовиться к проверке и самостоятельно устранить недочеты. Скажем, проверочный лист №7 «По проверке соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы» содержит такой пункт: «Работодатель выплачивает каждому работнику, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации…» Соответственно, прежде чем согласиться с этим утверждением или опровергнуть его, работодатель должен узнать минимальную зарплату в своем регионе и высчитать МРОТ.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России:

— Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). В свою очередь МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Однако пока такой закон находится в стадии разработки, и согласно проекту доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума возможно не ранее 2020 года.

Поэтому в настоящее время сложилась следующая ситуация. Величина федерального МРОТ установлена в размере 7800 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ). Это составляет не более 69,87% от действующей величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ, а также прожиточного минимума (ст. 133.1 ТК РФ).


Справка «ДВ»

В Волгоградской области МРОТ составляет 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, или 9360 рублей. (Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 5 июля 2016 г. № С-272/15).


Текст: Татьяна Кузнецова