Неторговые центры, или Ценность общественных пространств

На международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей во Франции, компании Urban Land Institute и JLL представили совместное исследование, посвященное влиянию нетоварных арендаторов (общепит, отдых и общественные пространства), на бизнес торговых центров. Представляем вашему вниманию краткие итоги этого исследования, так как, на наш взгляд, выводы этой статьи могут быть полезны и для волгоградских собственников крупной торговой недвижимости. 

Urban Land Institute (ULI) и консалтинговая компания JLL представили на выставке MAPIC аналитический отчет «Перемены к лучшему: расширение общепита, досуга, общественных пространств в ТЦ» (Trading UpDiningleisureamenitiesand the new shopping centre). Это исследование посвящено влиянию нетоварных сегментов на рынок торговой недвижимости. Основное положение заключается в том, что расширение пула нетоварных арендаторов в торговых центрах, включая сегмент общественного питания (Food & Beverage, F&B), развлечений и отдыха, приводит к увеличению арендного дохода на 28% и потока посетителей на 7,24%.

Этот отчет является вторым в серии аналитических продуктов ULI European Retail and Entertainment Council, призванных выявить роль нетоварных операторов в продолжающемся переосмыслении формата торговых центров. Исследование основано на показателях 12 торговых комплексов в Европе (Великобритания, Франция, Польша, Испания), которые за последнее время прошли через процесс реконцепции или расширения с увеличением доли нетоварных операторов. Помимо традиционных сегментов F&B и развлечений, новое исследование также охватило сектор услуг и общественных пространств, включающий клиники, стоматологии, библиотеки, коворкинги и другие услуги населению в торговых центрах.

Кристиан Люфт, директор отдела оценки компании JLL:

«Торговые центры сегодня должны предоставлять своим посетителям привлекательное инновационное пространство, в которое клиент захочет прийти, потратить время и деньги и вернуться вновь. Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют, что расширение нетоварного предложения повышает стоимость современных ТЦ. Правильный баланс пула арендаторов дает возможность создать успешные объекты, которые становятся точками притяжения потребителей и приносят выгоду арендаторам и собственникам».

58% респондентов отметили позитивное влияние расширения зоны общепита, досуга и общественных пространств на финансовые показатели торговых центров. Как и в исследовании 2016 года, в качестве двух наиболее важных факторов они называли увеличение времени, проведенного в ТЦ, и потока посетителей в целом за счет расширенного предложения нетоварного сегмента. При этом в 2017 году они также отмечали роль этих арендаторов в поддержке общего объема продаж ТЦ и арендного дохода. Это указывает на рост ожиданий собственников объектов относительно вклада нетоварных арендаторов в итоговый финансовый результат торгового центра.

«В течение последнего года мы наблюдали, как общепит, досуг и общественные пространства становятся «горячими» темами для всей отрасли — и для арендодателей, и для арендаторов, — говорит Крис Игве, сопредседатель ULI Europe Retail and Entertainment Council. — При этом сегодня в фокусе оказываются вопросы устойчивости нетоварных операторов в долгосрочной перспективе, и в нашем исследовании представлены не только интересные результаты анализа, но и факторы риска в будущем».

Марие Браам-Мескен, сопредседатель ULI Europe Retail and Entertainment Council: «Хотя результаты исследования показывают, что нетоварные виды использования площадей торгового центра действительно способствуют его успеху, но сложность кроется в выборе правильного размера и состава арендаторов».

Таким образом, современным торговым центрам стоит подумать о расширении нетоварных, общественных пространств. Контекст, в котором функционирует обычная торговля товарами, играет все большую роль.