Анализируя контекст бизнеса…

Контекст — достаточно известный термин, обычно применяемый для описания среды, в которой происходят те или иные явления или события. Относительно бизнеса этот термин следует понимать как обстановку, окружение, структуры и процессы, в которых бизнес существует и которые влияют на его содержание и развитие.

Без глубокого анализа контекста невозможно грамотно осуществлять стратегическое управление бизнесом. А такой анализ, по своей сути, это своеобразный оттиск настоящего, позволяющий прогнозировать будущее.

Окружающая каждый бизнес-проект среда постоянно изменяется, в ней практически отсутствуют неизменные величины, и для выживания и процветания владельцам бизнеса жизненно необходимо осуществлять мониторинг таких изменений, просчитывать и прорабатывать возможные последствия, заранее находить способы упреждения развития нежелательных сценариев. Но участия в этом процессе лишь владельцев бизнеса недостаточно, важно привлечь и заинтересовать аналитической деятельностью и менеджмент, чтобы тот научился перспективному прогнозированию и планированию, не терял бдительность и не довольствовался даже самыми высокими результатами.

Кроме того, важно понимать, что анализу должно подвергаться все содержание контекста — микро- и макросреда бизнеса. Не стоит ограничиваться лишь микросредой, как, к сожалению, и поступают многие компании. Проводя постоянные аналитические срезы по своим клиентам, прямым и косвенным конкурентам и производителям/поставщикам товара или сырья, владельцам и топ-менеджерам таких компаний начинает казаться, что они прекрасно представляют себе состояние окружения бизнеса, все факторы, влияющие на контекст в текущий момент и ближайшей перспективе. И на этом предположении зачастую выстраивают стратегическую политику, в которой подробно расписывают финансовую, маркетинговую, торговую и другие стратегии. В результате на выходе получают модель бизнеса, которая по-прежнему не учитывает многих факторов.

И здесь необходимо сказать о макросреде. К ней можно отнести развитие технологий, изменение политических курсов, непостоянство интересов и потребностей социума и, конечно, изменения в микро- и макроэкономике. И примеров этому множество… Взять хотя бы  агропредприятия: целое десятилетие государство исповедовало политику открытости импорту, вступало в ВТО, в силу чего аграрии массово банкротились. Но стоило случиться продуктовому эмбарго как политическому ответу нашего государства на санкции, как количество сельхозпредприятий стало неуклонно расти, и теперь на видимом горизонте забрезжил кризис перепроизводства.

Представьте себе некоего бизнесмена, который лет 15 назад открыл  агропредприятие и при проработке стратегического планирования учел только существующую потребность рынка и внутренних игроков. Внезапно он оказался у черты банкротства только из-за того, что не учел возможность такого политического решения, из-за которого на рынок хлынет дешевый экспортный товар, который априори пользуется большим спросом у населения. И сейчас, к сожалению, нет никакой доказательно обоснованной возможности быть уверенным в том, что буквально завтра взаимные санкции не будут сняты и ситуация не повторится.

А глубокий анализ контекста в этом случае позволит проработать такую стратегию развития бизнеса, которая сможет учитывать подобные факторы и даст возможность бизнесу существовать даже в случае их проявления. В целом, такая системная деятельность позволяет собирать практически бесценный материал, дающий владельцам бизнеса и нанятым топ-менеджерам четкую картину окружающей их бизнес-среды. И уже на основе собранной информации можно искать новые идеи для масштабирования бизнеса, корректировать стратегические ориентиры, принимать решения по оптимизации и многое другое.

Более того, такая деятельность позволяет, ко всему прочему, глубоко протестировать имеющиеся у компании ресурсы и компетенции владельцев и нанятых ими исполнителей, и при необходимости привести эти ресурсы и компетенции к необходимому соответствию выработанным стратегическим задачам.


Текст: Сергей Балабай, директор центра развития бизнеса «Тайм»