Круглый стол

Насколько, на ваш взгляд, контрольно-надзорные и правоохранительные органы Волгоградской области лояльны к бизнесу?


Анатолий Шагунов, адвокат
Анатолий Шагунов

Адвокат

На мой взгляд, отношения между бизнесом и правоохранительной системой Волгоградской области не сложились. Сегодня количество людей, готовых заниматься предпринимательством, минимально. Почему так происходит, косвенно понятно по работе правоохранительной и судебной систем. Уголовный кодекс РФ позволяет применять к предпринимателям такие меры, как арест, подписка о невыезде, штраф. В местах лишения свободы находится огромное количество предпринимателей, а оправдательных судебных решений практически не выносится. У сотрудников МВД существует палочная система отчетности. Информацию о зарегистрированных преступлениях генерируют сами сотрудники полиции, а поскольку по этой информации их потом оценивают, то в системе возникают стимулы к искажению данных.

Считаю, что при возбуждении уголовных дел на предпринимателей необходимо ввести мораторий на арест, заменяя его другими мерами пресечения, с целью исключить схему коррупционного давления на бизнес. Номинально наша судебная власть независима, но, по сути, она является частью правоохранительной системы. И проблема в том, что предприниматели не могут конкурировать с этой системой на равных, что является причиной непростых и противоречивых отношений бизнеса и органов. Мне кажется, в такой ситуации малый и средний бизнес не может нормально функционировать. Надо менять правоохранительную систему, оценку деятельности госорганов, и принимать решения, которые могут освободить бизнес от многих проблем.


Вадим Ткаченко, Президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата»
Вадим Ткаченко

Президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата»

Сегодня обозначился тренд на смягчение осуществления государством контрольно-надзорных функций и администрирования бизнеса. Идет административная реформа, сущность которой — переход на риск-ориентированный подход, когда проверяют не все компании подряд, а только те, которые соответствуют определенным критериям рискованной деятельности. Пионеры здесь — МЧС в частности, Федеральная служба пожарного надзора. Основной принцип — не наказать, а предотвратить нарушение, и такой подход дает ощутимые положительные результаты. Некоторые другие ведомства также переходят к приоритету количества предотвращенных нарушений над количеством выявленных. Еще один тренд — введение такого инструмента, как предупреждение. Если правонарушение не представляет общественной опасности, то в первый раз вместо штрафа выносится предупреждение. Конечно, не все ведомства перешли к новым принципам осуществления контрольно-надзорной деятельности, но движение в верном направлении налицо.


Борис Изгаршев, Председатель союза товаропроизводителей Волгоградской области
Борис Изгаршев

Председатель союза товаропроизводителей Волгоградской области

Нужно понимать, что правоохранительные органы — это не отдельно взятая структура, а значимая деталь огромного механизма власти. Конечно же, эта деталь не может работать наперекор сложившейся системе. К сожалению, вектор работы правоохранительных органов направлен не на профилактику преступлений, а на раскрываемость, что, в свою очередь, стимулирует количество этих самых преступлений.

Малый и средний бизнес должен быть нацелен, во-первых, на обслуживание крупных предприятий, во-вторых, на подготовку и развитие инициативных и творческих кадров. Он существует сейчас в зависимости от проверок и вынужден искать «крышу» или другой регион. Безусловно, приоритет поиска виновных, а не профилактики не может способствовать благоприятному развитию малого и среднего бизнеса в нашем регионе. Однако выход очевиден: находясь на дне, мы вынуждены объединить усилия малого и среднего бизнеса с правоохранительной системой для развития Волгоградской области. Качественное переосмысление в умах, во всей системе власти, во взаимодействии бизнеса с властью.