Как покупают время

Строители жилья сейчас переживают не лучшие времена, и не только в Волгоградской области. Спрос снизился, цены поползли вслед за ним. Поддерживать рентабельность и даже просто объемы продаж становится все труднее.

Карэн Туманянц

Для сегмента дорогой недвижимости все сказанное верно вдвойне. Здесь указанные проблемы усугубляются разборчивостью клиента, уже не готового платить просто за квадратные метры, пусть даже в хорошем месте. Чтобы выжить, строителям жилья в верхнем ценовом сегменте требуется сделать какое-то уникальное предложение покупателю. Сделка «время в обмен на деньги» вполне может претендовать на такую изюминку. Ведь деньги так или иначе можно заработать, это ресурс в некотором смысле возобновляемый. А вот время течет только в одном направлении, и ничего с этим не поделаешь.

Американские строители несколько лет назад вышли на рынок с продуктом, который имел большой успех. А я прошедшим летом имел возможность в течение нескольких дней им пользоваться. Часть площадей в 40-этажном многоквартирном доме была отведена под общественные зоны. Например, целый этаж выделен под фитнес-центр, где помимо большого количества разнообразных тренажеров расположились бассейн, джакузи и сауна. Половину пространства 18-го этажа заняли уютные диваны, пуфики, кресла, столики, бильярд. Здесь же разместили кофемашину с тремя сортами напитка и кипятком для чая, телевизоры. Отсюда же был сделан выход на огромную панорамную лоджию с креслами и столиками. На нижних этажах здания организован паркинг для машин. На крыше обустроена терраса с открытым маленьким бассейном, установлены шезлонги, грили для барбекю и есть даже небольшой натуральный газон. Куда только смотрят их Амертехнадзор, пожарные и прочие контролирующие инстанции?!

Жильцы дома пользуются всей этой инфраструктурой, включая горячие напитки в гостиной, бесплатно. Точнее, содержание общего имущества включено в ежемесячную плату за коммунальные услуги. Площадь каждой квартиры в доме относительно невелика, ни в одной из них нет балкона. В свое время они разлетелись как горячие пирожки, хотя их стоимость была выше среднерыночного уровня для аналогичного жилья. Думаю, покупатели прежде всего оценили огромные возможности по экономии времени, которые сулило проживание в этом небоскребе. Значительную часть досуга, как активного, так и пассивного, можно было проводить непосредственно в стенах дома. Условия позволяют проводить здесь же деловые встречи, не нарушая приватности личного пространства.

 Более того, семейный праздник с большим числом гостей также можно отметить в коллективной зоне здания, совместив домашний уют со свободой размещения. Таким образом, теряется необходимость в завышенной площади квартиры ради резервирования территории под события, которые происходят лишь несколько раз в год, под беговую дорожку или велотренажер. Индивидуальный балкон, как было отмечено выше, также был заменен на коллективную лоджию, не говоря уже о площадке на 41-м этаже. Это дает существенную экономию на обогреве/охлаждении квартиры, ее уборке и ремонте. При этом благоустройство получаемых взамен общественных пространств за счет профессионального обслуживания как минимум не ниже того, которое могло быть организовано на личных площадях.

В результате качество жизни в таком доме оказывается выше по сравнению с обычным жилым зданием, хотя обходится несколько дороже. Конечно, такой вариант размещения подойдет далеко не каждому. Подобные здания в той же Америке занимают не значительную, но растущую долю жилого фонда. Мини-клумба рядом с увеличенной ванной под открытым небом не могут полноценно заменить отдых на берегу речки или озера. Но для тех, у кого нет времени для частых выездов за город, это вполне достойный компромисс за очень разумные деньги.

Уверен, в Волгограде уже есть прослойка людей, готовых платить за отличный коммунальный сервис, но главное, за сэкономленные каждый день минуты, а за годы — часы и дни. В дальнейшем число таких людей будет только увеличиваться. Значит, у строителей появляется шанс даже при неблагоприятной конъюнктуре заработать, создав продукт адекватный запросу самых взыскательных потребителей. Не случайно строителя, застройщика часто называют английским словом девелопер, имеющим одинаковый корень со словом девелопмент (development) — развитие, создание, улучшение. Компания, которая первая не на словах, а на деле осознает, что она должна продавать не кирпично-бетонное пространство, а комфортную среду обитания, получит гигантское конкурентное преимущество на волгоградском рынке. До этого нам остается ждать и копить деньги.


Текст: Карэн Туманянц, зам. генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ