Управление временем — ключ к эффективности

Время — удивительная субстанция, независимая, строго структурированная, широко известная и при этом мало изученная, измеримая и необъятная. Одни на времени зациклены, другие пытаются его игнорировать; на него ссылаются, посвящают ему стихи и песни, ищут и теряют. А оно существует отстраненно от всего, присутствуя во всем…

Взаимоотношения времени и бизнеса ярко описаны в часто упоминаемом выражении «время — деньги». И в его правдивости нет ни капли сомнения. Успех любого бизнеса зависит от того, насколько своевременно и быстро будет осуществляться каждое действие. К росту и процветанию бизнеса может привести сокращение времени, затрачиваемого на изготовление продукции или оказание услуги, внутреннюю или внешнюю логистику, обработку и оформление заказов, обслуживание клиентов, перевод или получение денежных средств, регистрационные или оформительские действия, масштабирование и стратегическое развитие. Здесь вполне логичен вывод: чем лучше оптимизирован каждый бизнес-процесс, чем меньше мы тратим на него времени, тем больше мы успеваем зарабатывать.

То же касается и личной эффективности. Будь это линейная или творческая задача, при равном качестве более высоко будет оценено исполнение, на которое было потрачено меньше времени. Да и собственные ощущения сотрудника, который качественно выполнил поставленную задачу быстрее других, — это рост самооценки, самомотивация, улучшение настроения, укрепление веры в себя.

И здесь напрашивается вывод: поскольку человечество пока не придумало инструментов, способных влиять на течение времени, то для достижения желаемого результата надо влиять на собственную эффективность, а уже через нее — на эффективность бизнеса. Но при кажущейся простоте и абсолютности этого постулата на практике он зачастую не работает. Почему? Включается тот самый «человеческий фактор». Причем в каждом бизнесе он включается на разных исполнительских вертикалях.

В одном случае владелец считает, что он уже исполнил свою генеральную роль, однажды инвестировав собственные средства и имущество в создание компании и наем персонала. Теперь же его управление временем сводится только к неким «реперным точкам» (зачастую лишь к чтению ежемесячного финансового отчета и личным операциям с оборотными средствами).

В другом — нанятый топ-менеджмент увлечен игрой в контрольные даты, к которым должны быть достигнуты те или иные результаты. И вся его работа, все его внимание приковано к тому, как, каким способом здесь и сейчас «подогнать» показатели к требуемым значениям.

В третьем случае исполнители страдают от болезни «бюджетника» и все их управление временем сводится к тому, чтобы ровно в 14.00 уйти на обед, а точно в 18.00 нажать на кнопку выключения системного блока.

Какой же выход существует для всех и для каждого? Как управлять тем, что в принципе не управляется? Ответ прост — делать это нужно при помощи понятных и индивидуально настраиваемых инструментов, таких как внедрение регламентации бизнес-процессов, разработка и внедрение системы мотивации, построенной на KPI-показателях, создание внутренних корпоративных стандартов.

Почему это точно сработает? Потому что каждый процесс, действие, операция станут жестко стандартизированы, расписаны попроцедурно, им будут назначены ответственные и отведено определенное время. Каждый исполнитель или руководитель подразделения будет знать технологию и действия, которые должен выполнять. Возрастет значение индивидуальной и коллективной ответственности за процесс и результат.

В итоге после осуществления тонких настроек владелец получит полностью управляемый бизнес, оцифрованные бизнес-процессы, действенные рычаги контроля и воздействия на сотрудников. Появятся действительные основания для перспективного планирования, для принятия результативных решений по масштабированию, для разработки и коррекции стратегии развития. Что еще важно — на любые изменения конъюнктуры рынка или потребности целевой аудитории можно будет быстро реагировать, перестраивая тот или иной процесс, добиваясь оптимизации расходов и повышения рентабельности бизнеса в целом.


Текст: Сергей Балабай, директор Центра развития бизнеса «Тайм»