Велика Россия, а парковаться негде

С пространством у волгоградцев особые отношения. Визитной карточкой нашего города наряду со Сталинградской битвой давно стала его протяженность. Не будем спорить о рекордах и местах в рейтингах, но 70 км дугой вдоль изгиба реки не могут не поражать. Будучи изюминкой для внешнего пользователя, к сожалению, эта черта нашей региональной столицы ничего хорошего для ее жителей не сулит.

Карэн Туманянц

Тысячи горожан, особенно живущих в южной части города, годами не бывают в центре мегаполиса. Разобщенность территории миллионника лучше всего характеризует устоявшееся у жителей Красноармейского района обозначение пункта назначения поездки в любой район севернее Советского — «съезжу в город». Такая разорванность пространства в сознании его обитателей говорит об отсутствии собственно города. Волгоград скорее населенный пункт, хоть и очень крупный. Особенности географии не могут не влиять на экономику. Увеличенная протяженность дорог и электросетей, водо- и газопроводов требует дополнительных расходов, что отрицательно сказывается и на себестоимости соответствующих услуг, и на их качестве. Это не единственный, но один из важных негативных факторов его динамики относительно других больших российских городов.

Не очень удачную планировку город унаследовал от советских времен, когда обустройство территории шло от потребностей промышленности, а не населения. Крупные производства, расположенные вдоль Волги, порождали поблизости и массовую жилую застройку для их работников. По многим причинам сегодня такой принцип расселения очень неудобен и полностью себя изжил. Разумеется, быстро этот недостаток не исправить. Но обидно, что эта проблема за последние годы не только не начала решаться, а еще больше усугубляется решениями властей.

Удобная современная городская среда предполагает компактность застройки. Только не путать со скученностью и теснотой! Речь идет о доступности социальных, культурных, торговых, рекреационных объектов для жителей любого района. Как правило, интенсивность городской жизни нарастает от окраин к центру. Структуру же Волгограда иначе как рыхлой не назовешь. Зоны высокой плотности и активности чередуются с абсолютно разреженными территориями и просто заброшенными пустырями. Тем не менее вместо того, чтобы расти в сторону центра и заполнять эти зияющие дыры, активное строительство идет преимущественно на окраинных территориях, удлиняя и расширяя и так немалое транспортное плечо. Уже известная урбанистике тенденция «расползания» городов не миновала и Волгоград, обостряя копившиеся десятилетиями диспропорции городского устройства. Их наглядным свидетельством является маятниковая миграция, когда утром масса людей и машин устремляется в одну сторону, а вечером обратно.

Серьезнейшей проблемой нашего города (как и многих других южных городов) является малоэтажный пояс застройки (проще говоря, частный, а по сути, деревенский сектор), протянувшийся вдоль 2-ой Продольной. Понятно, что он мешает нормальному функционированию Волгограда, и также понятно, что простого и быстрого решения этого застарелого вопроса не существует. Но ведь и все последние годы земельные участки в городской черте продолжали предоставлять под индивидуальное жилое строительство! Очевидно, с задачей защиты коллективных интересов муниципальные власти справлялись крайне плохо.

К сожалению, качество планирования и обустройства пространства в городе настолько низкое, что не позволяет нам превратить имеющиеся недостатки в достоинства. Наличие больших незанятых внутригородских участков, казалось бы, должно обеспечить достаточно места при возведении нового жилья. Исходя из соотношения стоимости автомобиля и квартиры, можно уверенно прогнозировать наличие как минимум одного транспортного средства на каждого покупателя нового жилья. Для удобного проживания площадь придомового паркинга должна быть рассчитана в среднем на 1,5 автомобиля на каждую квартиру (с учетом гостей). Практически ни одна из сдаваемых в эксплуатацию многоэтажек этим нормам не соответствует. Пейзаж и старых и новых дворов не обходится без припаркованных на тротуарах и зеленой зоне автомобилей.

Пространство в современном понимании — это не километры, а обустроенная территория, существенная составляющая качества жизни людей. На фоне откровенных деформаций городской среды в Волгограде поразительно мало дискуссий о стратегии его пространственного развития и явный дефицит собственно концептуальных решений. Поэтому начав разворот сейчас, лет через тридцать можно получить комфортное пространство, пригодное для жизни.


Текст: Карэн Туманянц, зам. генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ