С миру по нитке

На что волгоградцы привлекают средства через краудфандинг?

Значение слова «краудфандинг» в 2017-м уже как-то неловко пояснять: 8 лет назад появилась первая платформа для привлечения средств «с миру по нитке» Kickstarter, 5 лет назад — ее российский аналог Planeta.ru. Это достаточно серьезные сроки, чтобы проанализировать краудфандинг как явление — в том числе как явление, ставшее обыденностью и в Волгоградской области.

Ты — мне, я — тебе

Традиционный вопрос, который возникает у всякого человека, прежде не знакомого с краудфандигом, звучит так: «В чем выгода для “инвестора”?» И следом — еще один: «А как зарабатывает сама платформа по сбору средств?»

Ответ на второй, конечно, проще: у каждого портала, организующего сбор денег на проекты, предусмотрена комиссия. Как правило, она «плавающая» и зависит от успешности проекта: например, если вы собираете только 50% необходимых средств, из них придется 15% отдать платформе, а если удается выручить более 100% от нужной суммы, комиссия снижается до 10%. У российской платформы Boomstarter, открытой в 2012 г., ставка фиксированная: 5%, но еще 5% забирают платежные системы и 13% — государство в качестве подоходного налога. Соответственно, из 100 тыс. руб., привлеченных краудфандингом, потенциальному бизнесмену останется 77 тыс. руб.

Первый вопрос — сложнее: фактически, всякий, кто инвестирует свои деньги в проект, отдает их без надежды когда-либо получить с этого дивиденды. Поэтому для раскрутки проектов организаторы придумывают разные сувениры: пожертвуйте 500 рублей — получите фирменную кепку с нашим логотипом. Или первый диск с нашей игрой. Во многом именно эта невозможность получить хоть какую-то осязаемую отдачу и предопределила судьбу большинства краудфандинговых кампаний: шансы собрать необходимые средства имеют прежде всего те проекты, которые обладают ярко выраженной социальной направленностью или гарантируют «инвестору» ощущение причастности к событию, которое запомнится.

У «социалки» больше шансов

Если на Kickstarter за все годы его существования так и не появилось проектов, привязанных к нашему региону, то «Планета» таковыми изобилует. Среди многочисленных неудачных акций — создание живого уголка в Детском центре (из 25 тыс. руб. удалось собрать 250 руб.), подъемник для спортивного зала в реабилитационном центре «Теплый дом» (собрано около 32 тыс. из 250 тыс. руб.), открытие хостела в центре Волгограда (55 тыс. из 200 тыс. руб.). Почему же многие проекты оказываются провальными и нужной суммы не собирают?

— Наш народ не знает о краудфандинге, в этом основная загвоздка, — делится опытом сооснователь хостела «Навигатор» Екатерина Некрасова. — Наш народ негативный, поэтому считает, что это «нажива» за чужой счет, хотя основная мысль сбора средств — в помощи людям, с учетом того, что ты получаешь что-то взамен. Были люди, которые нас поддержали, но были и те, кто, так сказать, «обласкал».

Хостел на улице Мира в итоге все-таки открылся в 2016 г., но с привлечением заемных средств, хотя в «любви к кредитам» его основательницы замечены не были. Деньги, которые тем не менее удалось накопить с помощью «Планеты», вернулись «инвесторам». «Те, кто поддержал нас, были очень рады тому, что мы довели дело до конца, и следят за нашим проектом и сейчас», — признается Екатерина. Она добавляет, что такой метод сбора средств, вероятно, более подходит социальным проектам, нежели бизнес-стартапам.

Согласен с Екатериной и Василий Ваулин, два года назад руководивший ВРОО «Верные сердца»: «Для социальных и культурных проектов, которые официальные власти далеко не всегда готовы поддерживать, краудфандинг — это выход, а иногда и единственный способ выжить». «Верные сердца» — волонтерская организация, помогающая безнадзорным и бездомным животным в Волжском и Волгограде. Волонтеры собирали через «Планету» небольшую сумму (5 тыс. руб., план удалось даже перевыполнить и привлечь 11 тыс. руб.), которая пошла на разработку сайта и, по разрешению краудфандинг-платформы и дарителей, на корма для животных.

Но даже первоклассный, важный и интересный социальный проект сам по себе ничего не гарантирует. К примеру, медиапроект «Русский экотуризм» решился в 2015 г. собрать деньги на издание справочника «Экотуризм в России» — книги, не имеющей аналогов. В качестве поощрения «инвесторам» предлагались уникальные сувениры из экспедиций по Волгоградской области. В книге предполагалось скомпилировать информацию о туристических тропах и маршрутах Юга России. Проект оказался успешным, справочник вышел в свет в 2016 г.: накопить удалось все необходимые 222 тыс. руб., однако — ценой огромного труда:

— Я сутками делал рассылки в профильных группах «ВКонтакте», подключил местные СМИ, писал лично спонсорам на «Планете» — это была очень кропотливая работа, — вспоминает Алексей Пивоваров, руководитель медиапроекта «Русский экотуризм». — И это притом, что экотуризм сейчас развивается, а защита природы — один из приоритетов человечества. Мы своим примером показывали, что считаем это направление значимым. Так, мы открыли пункт приема использованных батареек (в этом и многом другом нам активно помогал волгоградский Музей семян и средств защиты растений), выходили на субботники, убрав в сумме 15 т мусора — все вместе и позволило собрать нужные деньги.

Люди готовы платить за события

Иногда к краудфандингу прибегают буквально «не от жизни хорошей» даже те проекты, которые прежде находили другие источники финансирования. В 2016 г. в Волгограде прошел фестиваль «Извините, вы не видели Лосева?», приуроченный к 90-летию со дня рождения удивительного художника из города-героя, годами писавшего портреты людей на улицах. Идея организаторов была следующей: отыскать людей, которых когда-либо рисовал талантливый художник, и сделать выставку его работ — а к ней приурочить и всевозможные мастер-классы, перформансы и акции.

Тогда проект финансировал Благотворительный фонд В. Потанина, но на продолжение в 2017-м ресурсов не нашлось — не поддержали ни мэрия, ни областная администрация. Тогда и решено было попытать счастья на «Планете» — и значительную часть необходимых средств (110 тыс. из 187 тыс. руб.) удалось привлечь. 14 мая 2017 г. в парке «Волгоград-Баку» второй фестиваль «Извините, вы не видели Лосева?» состоялся: волгоградцы, многие с детьми, не только поучились рисовать, но и послушали музыку, лекции, пообщались с местными художниками — обычно не слишком публичными персонами.

— Краудфандинг — малоизвестная в Волгоградской области технология. Нам самим пришлось продвигать проект, а заодно платформу Planeta.ru в социальных и классических медиа, делать рассылки — буквально пришлось на время бросить основную работу и заниматься только этим, — рассказывает Марина Воронова, организатор фестиваля. — Главная ошибка, которую мы совершили: понадеялись на корпоративные структуры, учреждения и фирмы. Оказалось, что охотнее перечисляют деньги все-таки обычные граждане, а компаниям сложно работать с этой платформой — необходим дополнительный документооборот.

Марина считает, что результат этой кампании доказывает: волгоградцам небезразлична легенда о солнечном художнике Викторе Лосеве, фестиваль интересен многим — в том числе за пределами Волгограда. В мае куратора проекта Дмитрия Грушевского пригласили выступить на главном музейном событии страны «Интермузее», а в октябре он прочитает доклад и лекцию о проекте во Владивостоке. По мнению Марины Вороновой, краудфандинг возможно использовать для финансирования «как индивидуальных, так и масштабных проектов в таких сферах, как искусство, культура, социальные технологии». Однако, замечает она, надеяться только на средства, собранные «с миру по нитке», не стоит: эффективнее искать разные источники финансирования, а главное — надежных партнеров.

— То, что фестиваль прошел не на деньги с гранта, а на собранное «в складчину», говорит о многом. Пропаганду мы получаем бесплатно, а за удовольствия надо платить. Не всегда деньгами, иной раз усилиями, временем, но это очень важный опыт, — рассказывала в интервью V1 журналист Анна Степнова, один из главных популяризаторов и спонсоров фестиваля.

Статистика неумолимо свидетельствует, что шанс быть реализованными есть только у тех проектов, которые предполагают какую-либо помощь животным, инвалидам, детям или — реже — приносят очевидную краткосрочную пользу: как фестиваль, книга или музыкальный диск. Однако и здесь многое зависит от удачи, а еще больше — от желания обменять собственное время на потенциальные деньги: как показывает опыт волгоградцев, прибегнувших к краудфандингу, без часов, проведенных за рассылками писем, приглашений и просьб, не собрать и самых скромных сумм. Чудес не бывает, даже если готовить чудо всем миром.

Кстати

На что в Волгограде собирают деньги через Planeta.ru сейчас?

— Съемки полнометражного художественного фильма «Клятва» по мотивам повести Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон» (нужно 1,5 млн руб.).

— Мобильное приложение для экономии на покупках — своеобразный агрегатор скидочных купонов (нужно около 717 тыс. руб.).

— Дизайн-студия D.A.’vincere, миссия которой — улучшить визуальный облик Волгограда (нужно 300 тыс. руб.).


Текст: Александр Акулиничев