Великое освобождение времени

Известная фраза «время — деньги» относится только к хозяевам своего времени. Если время принадлежит не вам, не для вас оно будет конвертироваться в деньги. Одна из важнейших, хотя и неявных целей социальной борьбы последних веков — отвоевать свое время, сделавшись его полноправным хозяином. И эта цель близка к своей реализации как никогда ранее.

Движущая сила эксплуатации

Время в ловушке механизации труда

В течение человеческой истории друг друга сменяли различные социально-экономические формации — первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, целый ряд гибридных и промежуточных форм. Но все они имели неприятную особенность: абсолютное большинство людей не имели права собственности на свое время и не могли распоряжаться им по своему усмотрению. Будь то личная зависимость раба и средневекового крестьянина или наемная занятость капиталистического рабочего, время, которое человек должен был посвятить труду на «господина», превышало его личное свободное время. То, что эксплуатируемому оставалось «для себя», образовывалось после выполнения требуемых норм выработки товара, и хватало этого времени только на простое воспроизводство рабочей силы. Поддержание своего физического состояния на минимально приемлемом уровне, но никак не развитие, — вот что было уделом бесчисленных миллионов человек, не владевших своим временем, и потому не оставивших следа в человеческой летописи времен, именуемой историей.

Соответственно, функциональная зависимость между потраченным на труд временем и полученной прибылью всегда была причиной и движущей силой подчинения и эксплуатации. Особенно это характерно для капитализма с его механизированным индустриальным производством: в отличие от непредсказуемого сельского хозяйства, чрезвычайно зависящего от милостей природы, норма выработки промышленного оборудования (станков, машин и особенно конвейера) примерно постоянна. И поэтому количество произведенного рабочим товара определяется линейной функцией от затраченного времени. В системе капиталистической эксплуатации товар — посредствующее звено между временем и деньгами.

Владение временем как цель борьбы

Борьба за свободу — борьба за время

Неудивительно, что до начала борьбы рабочих за свои права трудовой день мог составлять 15-16 часов при минимуме выходных и полном отсутствии отпусков и больничных. В числе целей рабочего движения, развернувшегося в Европе в XIX веке, а к концу столетия и в Российской империи, были не только и не столько абстрактные идеи вроде построения глобального коммунистического общества, сколько вполне конкретные требования, в частности, приемлемые условия труда, подразумевающие частичное перераспределение времени от эксплуататора к эксплуатируемому. В следующем веке на этом пути удалось добиться многого отчасти из-за вхождения социал-демократических (или хотя бы слегка левых) партий в парламенты и правительства большинства западных стран, отчасти из-за страха революций по типу русской социалистической. Условия труда существенно поменялись: так, нормой стала сорокачасовая рабочая неделя вкупе с множеством других благ, связанных с освобождением времени наемного труженика и повышением его благосостояния.

Так постепенно установилось общество массового благоденствия с высоким уровнем потребления. При этом стало возможным говорить и о личностном развитии человека, ведь духовное совершенствование, избыточное с точки зрения стандартизированного и механизированного труда, во все времена было прерогативой людей, имеющих время досуга. Именно досуг является условием способности человека оторваться от насущных проблем и задуматься о «высоком» — абстрактном и вечном. По мере того, как временем досуга стало обладать все большее число людей, культурное творчество превращалось во все более массовое занятие.

От нового базиса к новым отношениям

Эволюция технологий дарует время

При этом левые теоретики справедливо замечали, что даже если капитал идет на уступки рабочим и делится с ним частью своих благ ради всеобщего успокоения, пролетарий все равно не становится подлинным хозяином своего времени. Для этого нужно принципиально иное общественное устройство, основанное на новых трудовых отношениях. Привести к ним может только внутренняя эволюция капитализма — последовательное развитие присущей ему тенденции на постоянное усовершенствование средств и инструментов труда. Сначала меняется экономический базис общества, а вслед за ним — и надстройка в виде социальных отношений. А революция как переход к коммунизму — лишь окончательное оформление глубинного сдвига, что уже свершился внутри производственных отношений. Закрепление де-юре того порядка вещей, который сложился де-факто.

После того как социалистический лагерь проиграл холодную войну, к подобным идеям обращаться стало немодно, а коммунизм превратился в маргинальное понятие. Однако не стоит цепляться к терминам, ведь главное в том, что теоретическая схема социально-производственных трансформаций, предложенная Марксом, именно сейчас наполняется адекватным содержанием. А именно: труд, основанный на свободном творчестве, а не на экономической эксплуатации, в технологически передовых странах становится преобладающим. Наконец-то большинство людей получают возможность более широко распоряжаться своим временем, уделяя его труду столько и тогда, когда посчитают нужным. Развитие средств производства помогло здесь тем, что из-за технологически обусловленного роста производительности труда все меньше людей вовлечено в промышленное производство товаров, по-прежнему имеющее довольно жесткий ритм и потому слабо вписывающееся в тенденцию к освобождению времени.

Те занятые, которые высвобождаются из промышленного изготовления товаров, переходят в сферы производства информации и услуг. В этих сферах произведенный продукт обычно не отчуждается владельцем предприятия, и он не настолько стандартизирован, в результате чего на каждом творении остается тень личности его творца, а подчас и имя. Объем произведенных творческих продуктов не может состоять в линейной зависимости от затраченного времени, здесь многое зависит от вдохновения, интуиции и других слабо рационализируемых и операционализируемых факторов; поэтому норма выработки приблизительна, а реальный объем непредсказуем. Время творческого труда может сжиматься в точку взрывной продуктивности, а может растягиваться в бесплодную прямую. А значит, работодатель лишается стимула притязать на время своего работника: если тот дает требуемый объем продукта, нет смысла требовать отдать еще и время.

Это соображение вынуждает работодателей перестраивать на новых принципах систему трудовых отношений. Все больше функций и элементов рабочего процесса, особенно требующих творческого подхода, передаются работникам без офисной привязки, не опутанных по рукам и ногам штатным расписанием. Хотя все громче звучат голоса, что внеофисная занятость менее эффективна из-за множества отвлекающих факторов, все же свобода распоряжаться своим временем стала настолько значимой ценностью, что без борьбы она работодателям не будет сдана назад.

Учиться управлять собой

Владеть временем — владеть собой

Итак, все больше людей оказалось в ситуации, когда им приходится самостоятельно распоряжаться своим временем. Они владеют им, и для них время действительно оборачивается деньгами. Однако владение требует эффективного управления, иначе вместо чаемых денег получится лишь бесполезная и непродуктивная растрата ценного ресурса. Неслучайно именно в последние десятилетия столь бурное развитие получил комплекс знаний под общим названием «самоменеджмент». Управление своим временем — важнейший элемент управления собой и собственной эффективностью. И особенно это актуально не для пусть даже очень свободных наемных тружеников, а для предпринимателей, на которых лежит ответственность не только за собственный бизнес, но и за благополучие работников и стабильность во взаимодействии с партнерами. Для помощи в овладении многочисленными секретами управления своим временем существует не только соответствующая академическая дисциплина, но и множество специальных консультационных услуг, давно превратившихся в отдельный рынок. Недостатка в знаниях современный руководитель, даже если он руководит только самим собой, не испытывает.

Весомым подспорьем оказываются и современные технологии, позволяющие эффективно управлять своими делами и системой социальных связей даже на большом расстоянии. Средства связи и различные онлайн-сервисы разрушили пространственные барьеры, и теперь человек управляет пространством, а не пространство человеком. Теперь эти же технологии помогают утвердить и другую значимую победу личности над безличными физическими категориями — великое завоевание времени.


Текст: Константин Смолий