Если знания — это сила, то знания руководителя — это сила, эффективность и богатство руководимой им компании. Какие же знания в первую очередь необходимы хорошему управленцу?
Основные проблемы руководителя
Первая проблема — это проблема персонала: где его найти и как убедиться, что вы нашли того самого «золотого» сотрудника, который наконец-то возьмет на себя решение всех вопросов на конкретном участке работы. Другой аспект этой же проблемы — как успеть «потушить пожар» и не дать бизнесу остановиться, когда такой сотрудник от вас уходит. Есть и другие вопросы, связанные с персоналом: шантаж, лень, неблагодарность, безответственность.
Вторая проблема, с которой сталкивается руководитель — это неэффективное распределение задач между сотрудниками (делегирование). Стоит отладить механизм ручного управления заданиями, как выясняется, что вам не хватает личных ресурсов времени и внимания для того, чтобы контролировать процесс делегирования и контроля результатов работы сотрудников.
И третья проблема — выстраивание работы всех элементов компании, и в первую очередь — своей собственной, так, чтобы можно было делегировать любые процессы, сохраняя полный контроль над ситуацией и имея возможность при любой ошибке моментально и точно определить ответственного.
Понятно, что весь список проблем не исчерпывается вышеперечисленными, но решив первоочередные, вы вернете себе свои ресурсы внимания и времени и легко сможете решить оставшиеся вопросы.
Единственно возможная (хотя и недостаточно гуманная) кадровая политика
В свое время мне очень повезло: когда я искал решения этих проблем самостоятельно, мне встретился один из лучших тренеров и консультантов Тимур Гагин. Теперь я поделюсь с вами основными принципами эффективной работы с персоналом, не только изученными мною, но и примененными на практике.
Каждый сотрудник должен быть заменим в любой момент быстро и без потери качества. Да, люди требуют бережного обращения, соблюдения основных принципов поддержания их в наилучшем рабочем состоянии, расхода определенных ресурсов. Но вы берете их на работу не для того, чтобы дать им зарплату, помочь их семьям, воспитать из них специалистов и даже не для того, чтобы почувствовать себя начальником, окруженным благодарными подчиненными! Вы берете их на работу, чтобы получать прибыль.
Причем есть определенная психологическая категория людей, которые могут быть лучшими сотрудниками, это те, кто копит почет и уважение. Эти люди приносят наибольшую добавленную стоимость, им можно доплачивать почетом, они легче других подвержены психологической обработке — сами ищут правила и боятся нарушать, они не так злопамятны и помнят добро, лучше всего учатся, следят друг за другом. И, самое главное, они могут быть лояльными.
Регламентация работы компании
Следующий набор компетенций эффективного руководителя — умение организовать регламентацию работы компании. Вообще, для любой компании или подразделения возможны три основных состояния. Хаос (дезорганизация) — когда страшно правила соблюдать и не страшно правила нарушать. Невозможно определить, кто и что сделал неправильно. Беспорядок — когда возможно определить, кто и что сделал неправильно. И, наконец, порядок (организованность) — когда страшно нарушать правила и радостно их соблюдать.
Регламентация — единственный инструмент достижения порядка в компании с численностью от 10 человек и более. С помощью регламентов мы показываем лояльным сотрудникам, чего от них ожидаем, и предупреждаем, что будет, если их нарушить. Нелояльным сотрудникам мы показываем, что их неверные действия будут выявлены и повлекут соответствующую реакцию. Основное назначение регламентов — обеспечение стандартов выполнения работы, одинакового понимания сотрудниками, качества передачи информации и возможности контроля и анализа.
В зависимости от личной власти руководителя и власти регламентов получается четыре варианта управляемости компании (см. схему).
Виктор Анисимов, эксперт по увеличению продаж и развитию бизнеса, старший управляющий партнер Агентства «Повышение прибыльности и управляемости бизнеса»