«Все в жизни — это технология»

Сергей Князев — преподаватель ВолГМУ, бизнес-коуч и «игрофикатор», как он называет себя, рассказал «ДВ» об играх со смыслом. 

Сергей Князев

— Скажите, Сергей, что вы вкладываете в понятие «игрофикатор»? Как вы связаны с играми?

— Игрофикатор — человек, который занимается игрофикацией, а игрофикация — это процесс превращения в игру того, что ею не является. Например, в бизнесе есть определенные рабочие процессы, и чтобы людям было приятно их выполнять, их превращают в игру. Все что угодно можно сделать игрой: обучение персонала, подбор кадров, достижение стратегической цели… Я превращаю что-то неигровое в игру. Беру из менеджмента эффективные методики и технологии и придаю им игровую форму. Одно из самых значительных открытий в моей жизни — все любят играть. Топ-менеджеры, ведущие специалисты, все вовлекаются в деловую игру и ведут себя как дети.

— Как это связано с коучингом в вашем случае?

— Игра может не иметь прямого отношения к коучингу. Например, если взять нашу разработку «ГориZонты», то с ее помощью можно проводить коучинговые сессии, потому как коучинг — процесс, который ориентирует человека на достижение результата, а «ГориZонты» по стечению обстоятельств делают то же самое. Это настольная игра небольшого формата, можно играть одному, можно в компании, где угодно, трансформируя свою жизнь. Человек входит в игру со списком своих целей, задач и желаний, выплескивает это на бумагу — в игре есть отдельные графы для этого — и далее через кубик или самостоятельно выбирает цель и начинает с ней «работать». В итоге получает список шагов, понимание собственной миссии и перечень дел на ближайшее время.

— Сколько раз нужно сыграть в игру, чтобы достичь результата в бизнесе?

— Игра — сложная система, подразумевающая регулярное использование для достижения эффекта. Причем цели вы можете менять, играя снова и снова. В любом случае вы получите ориентир, список конкретных шагов.

— Есть ли какие-то еще разработки кроме этой?

— Да, я являюсь соавтором некоторых подобных игр. Сейчас в разработке находятся три игры: по методологии управления проектами Scrum, по бережливому производству и по спиральной динамике. Некоторые игры осталось напечатать, какие-то можно приобрести или попробовать поиграть в них в антикафе, где они в свободном доступе.

— А как вы стали бизнес-коучем?

— На кафедре ВолГМУ меня попросили разработать список тем для дипломных работ. Я придумал темы, и среди них была «Коучинг как стиль управления». В сентябре выпускники стали выбирать, одна студентка выбрала эту тему, находясь под моим научным руководством, и мне пришлось изучить коучинг глубже. Вскоре я познакомился с волгоградскими коучами, а спустя месяц мне предложили поучаствовать в разработке игр.

— Раз уж вы связаны с бизнесменами, поделитесь впечатлениями о волгоградском бизнесе. Чего не хватает нашим предпринимателям?

— Начну с того, чего хватает. Хватает ума. Я высоко оцениваю уровень наших бизнесменов и руководителей, они — прекрасно информированные люди, им хватает смелости, ведь бизнес — это риск. Суеты, правда, многовато, не хватает теплоты к себе и другим. Для меня загадка, почему в нашем городе многие проекты закрываются, не успев открыться. У нас нет чего-то регулярного, нет места, идеи или человека, вокруг которого бы кристаллизовалась какая-то структура. То ли это из-за географии, потому что город размазан, словно масло на хлебе, а чрезмерная протяженность, видимо, влияет на восприятие, оттого все проекты такие ломкие. Неудобный город формирует качество жизни.

— Почему технология — наше все? Я знаю, что вы придерживаетесь этой позиции.

— Технология для меня — это последовательность определенных этапов, которая зависит от человека. Технология приготовления чая, технология пошива одежды, технология в коучинге, в игрофикации. Можно ли эмоции свести к технологии? Думаю, да, ведь они не во всем подконтрольны человеку, они зависят от… биохимического завода внутри каждого. Технологизировать можно все. Есть что-то, что не является игрой, но есть технология превращения этого в игру.


Текст: Юлия Доронина. Фото автора