Играющий мозг: система внутреннего наслаждения

Вы не задумывались над тем, почему мы иногда тратим уйму времени на какую-нибудь очередную недавно вышедшую игру на телефоне или зависаем в виртуальных мирах, открывая для своих героев новые руны или заклинания, покупая более мощное оружие или обустраивая новый дом? Благодаря чему нас мощно затягивает игровой процесс и что лежит в основе этого? И самое главное — почему во время этого мы испытываем удовольствие, сравнимое с принятием наркотика или с телесной близостью? 

Анна Хоружая

Начнем с того, что играть людям нравилось всегда. В дикой природе детеныши млекопитающих через игру учатся охотиться и добывать себе пищу, развивают ловкость и выносливость. Это же происходит у детей, которые в игре познают мир, учатся мыслить, анализировать, копируют поведение взрослых, таким образом «надевая» на себя их образы и понимая с помощью этого некоторые аспекты взрослой жизни. Вся наша жизнь до определенного возраста есть игра, а игра есть удовольствие, поэтому, даже взрослея, человек не перестает играть, релаксируя и снабжая себя дополнительным количеством нейромедиаторов «счастья».

Путь наслаждения

Вся система внутреннего счастья в мозге похожа на зонт, спицы которого проходят через определенные контрольные точки — ядра — и расходятся по коре больших полушарий, занятой обработкой и осознанием ощущений. А началось все с того, что, изучая крыс, американский нейрофизиолог Джеймс Олдс в 1954 году нашел в их мозге точку, активизация которой вызывала у них удовольствие в чистом виде, и которую они были готовы стимулировать до бесконечности. Так появилось понятие «системы вознаграждения». Дальнейшие исследования определили химические вещества, которые в этом активно участвуют — дофамин, серотонин, норадреналин и некоторые другие. И сейчас ученые уже знают полную картину того, как мозг ищет и получает наслаждение.

Все начинается с вентральной области покрышки глубоко в стволе мозга и дальше называется срединным переднемозговым пучком. Считалось, что именно эти пути (синий) ответственны за приятные чувства, но они лишь только формируют желание. Затем импульсы идут к ядрам, выделенным красным (гедонические точки), и именно там благодаря выработке энкефалина (синтезируемого мозгом морфиноподобного вещества) появляется истинное наслаждение. Собственно, при их стимуляции подопытные животные испытывали гораздо большее удовольствие, поедая сладкое печенье. Тот же эффект оказывает анандамид — аналог марихуаны, который мозг также производит в своих недрах. Кстати, именно от него зависит наслаждение, которое получает человек во время занятий спортом.

Каждая из этих перечисленных зон («система удовольствия» и «система желания») — это всего лишь небольшая область, занимающая в мозге человека около 1 кубического сантиметра. Но все они связаны между собой (как острова одного архипелага) и несут информацию в зоны, выделенные розовым, где наслаждение превращается в осознаваемое удовольствие.

Геймер на весь мозг

Примерно такой путь проходит сигнал в мозге человека, который садится за компьютер или берет в руки телефон и начинает играть. Каждая новая удача в игре или даже ее предвкушение вызывают повышение активности срединного переднемозгового пучка, в результате чего человек испытывает приятные эмоции, которые затем хочется повторять еще и еще.

Конечно, далеко не всегда влечение становится болезненным. Для этого должно сложиться серьезное патологическое подкрепление (в течение лет), которое бы позволяло синему пути формирования желания быть всегда активным и побуждало бы человека бесконтрольно и самозабвенно искать удовольствия, вместо того чтобы заниматься повседневными делами.

Все это прекрасно знакомо гейм-индустрии, где тоже работают мастера своего дела, которые хотят, чтобы их продукт был максимально продаваем и востребован целевой аудиторией. Для этого к созданию игр они привлекают науку и нейромаркетинг.

На стыке физиологии и экономики

Это относительно новая область, помогающая понять, как человек физиологически реагирует на тот или иной продукт, и, исходя из этого, дает советы, как сделать его наиболее привлекательным на уровне подсознания. В ход идут все методы, известные нейрофизиологии: ЭЭГ, электромиография, айтрекинг, запись внутренних параметров и другие.

Исследователи проводят опросы, наблюдают за тем, что делают люди, и фиксируют их ощущения во время игры. А в совокупности эта информация позволяет расставить приоритеты в том, какие изменения следует произвести в первую очередь, а какие позже. Понимая, как люди реагируют на различные элементы игры, геймдизайнеры могут изменять их и проверять, насколько изменения были удачными.


Текст: Анна Хоружая, заместитель главного редактора портала

«Новости нейронаук и нейротехнологий», научный и медицинский журналист