Игра по неизвестным правилам

Карэн Туманянц

Огромное число видов человеческой деятельности, в том числе и экономической, можно рассматривать как игру. Общеизвестно, что несоблюдение основополагающих принципов игры ведет к негативным последствиям. Но власти пренебрегли азбучными истинами при ломке рынка пассажирских перевозок Волгограда.

До революции 2016 г. за право перевезти волгоградцев боролись муниципальный автобусный и электрический транспорт, а также частные маршрутные такси. Цены муниципального транспорта устанавливались городскими властями, а частного — самими перевозчиками, исходя из спроса и предложения на рынке. Требования для открытия маршрута перевозки пассажиров и осуществления транспортной деятельности были относительно необременительными.

В результате действия этих правил многочисленные «маршрутки» существенно потеснили муниципальных перевозчиков за счет более гибких условий перевозки, а иногда и более низкой стоимости проезда. Возросшее количество микроавтобусов затрудняло движение по автодорогам и увеличивало аварийность. Тем не менее, по оценке Администрации Волгограда, 65% поездок на общественном транспорте обеспечивались именно маршрутками. Муниципальный транспорт терпел убытки, которые прямо или косвенно покрывались из городского бюджета.

Принятая в прошлом году транспортная схема города радикально изменила ситуацию на рынке. Маршрутки от перевозок были отстранены, а их доля передана большим автобусам.  Существенно изменилась маршрутная сеть. Стоимость проезда возросла до 20 руб. и теперь регулируется для преобладающей части регулярных перевозок. Оценка произошедших перемен с точки зрения потребителя в значительной степени будет определяться местом его проживания и траекториями перемещения по городу. Поэтому данный аспект здесь обсуждаться не будет. Обсудим, КАК была проведена реформа рынка, и к каким результатам это может привести.

Теперь основными перевозчиками становятся МУП «ПАТП-7», парк которого был существенно расширен, и ООО «Волгоградский автобусный парк», выигравшее ВСЕ конкурсы на право регулярных маршрутных перевозок. При этом условия этих конкурсов обнаружить в Интернете мне не удалось. На официальной странице комитета транспорта, промышленности и связи г. Волгограда их нет. Учитывая то количество усилий, которые власти тратят на рекламу транспортных новшеств, это представляется по меньшей мере странным. Таким образом, за волгоградцев приняли решение о нашем участии в игре, полных правил которой нам не сообщают.

Фактическая ликвидация конкуренции на рынке приведет к тому, что придется поднимать стоимость проезда или компенсировать убытки из бюджета Волгограда. Причем их размер будет несоизмеримо больше текущих убытков. Через десять лет городской казне, а не частному владельцу микроавтобуса придется изыскивать средства на замену изношенного транспорта. Кстати, по данным той же Администрации г. Волгограда, уже почти 10% «маршруток» были не разбитые «Газели», а вполне современные «Форды», «Ситроены» и т.д. Уверен, в течение ближайших лет аргумент об использовании частниками отслужившей свой срок техники полностью бы устарел.

Нечто похожее в Волгограде уже происходило на рынке коммунальных услуг. Сразу после избрания мэром Р. Гребенников вернул все объекты инфраструктуры в управление муниципальным предприятиям. Через несколько лет убытков, недоинвестирования, предбанкротного состояния в ЖКХ все равно пришлось приглашать частного оператора.

Формирование прежней маршрутной сети в городе, да и стоимости проезда у частника, внешне происходили стихийно, но на самом деле диктовались экономически обоснованными потребностями пассажиров. Предприниматели, с одной стороны, искали направления, где спрос на регулярные перевозки еще не был удовлетворен, а с другой стороны просто уходили с маршрута, если выручка не покрывала их затрат. Фактически, вместо дешевого и мобильного рынка, мы получим жесткий и дорогой.

Но самое неприятное, что городские, да и областные власти, активно расхваливая принятое ими же решение, фактически открыто стали на сторону поставщиков услуг. Теперь нам, потребителям, трудно рассчитывать на объективность чиновников при возникновении каких-либо проблем или споров, связанных с городскими пассажирскими перевозками. Получается, нас пригласили участвовать в игре, где ведущий заранее заинтересован в выигрыше одного из игроков. И ведь отказаться нам возможности не дали.


Текст: Карэн Туманянц, зам. генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ