Виктория Афанасова: «У волгоградской продукции большой экспортный потенциал»

В условиях санкций объемы экспорта существенно сократились во всех регионах нашей страны, в том числе и в Волгоградской области. Однако наметились долгожданные позитивные тенденции: за первый квартал 2017 года экспорт в нашем регионе подрос на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Государственную поддержку сегодня получают волгоградские экспортеры, представляющие малый и средний бизнес. О том, насколько просто сегодня предпринимателю выйти на иностранный рынок, нам рассказала Виктория Афанасова, руководитель Центра поддержки экспорта Волгоградской области.

Виктория Афанасова

— Расскажите об основных направлениях Центра: что вы можете предложить волгоградским предпринимателям, мечтающим расширить рынки сбыта?

— Во-первых, мы информируем наших предпринимателей обо всех возможностях, которые открываются перед ними при выходе на международные рынки, о господдержке, которую они могут получить. Мы оказываем консультационные услуги: компания может обратиться к нам по любому вопросу, связанному с внешнеэкономической деятельностью. В Центре можно заказать индивидуальные маркетинговые исследования, воспользоваться переводческими услугами. Одно из самых важных для нас направлений — организация различных бизнес-мероприятий: это выставки, форумы, деловые миссии как на всероссийском, так и на международном уровнях. У нас реализуется образовательный проект Российского экспортного центра — благодаря ему предприниматели могут получить базовое представление об экспортной деятельности.

— Обширный спектр услуг. Самое главное: за что придется платить?

— Все абсолютно бесплатно. Даже если предоставление услуги связано с заключением договора со сторонними организациями — с тем же переводчиком или консультантом — расплачиваемся с ними мы самостоятельно. Единственный момент: если мы организуем выездные деловые мероприятия, участники покрывают собственные командировочные расходы.

— Центр уже привлекал волгоградцев к участию в международных экономических выставках?

— Да, весной с нашей помощью три волгоградских компании приняли участие в международной строительной и интерьерной выставке «Mosbuild», которая проходила в Москве. Одна из волгоградских компаний приехала с запатентованной технологией жидкой теплоизоляции, инновационной продукцией. Кстати, сейчас мы готовимся к участию в международной промышленной выставке «ИННОПРОМ», которая пройдет с 10 по 13 июля в Екатеринбурге. Мы арендуем коллективный стенд, на котором волгоградские производители смогут представить свою продукцию.

— Какие компании будут представлять наш регион на этой выставке?

— Среди ключевых направлений выставки: металлообработка, машиностроение, индустриальная автоматизация. У нас сформировалась довольно большая экспозиция: участвуют восемь компаний. Среди презентуемой продукции будет представлено оборудование для измерения веса транспортных средств, лазерные нивелиры, буровые инструменты, композитные уплотнения и пластиковая запорная арматура, технологические жидкости и др. Как видите, направления разнообразные.

— Какие еще ожидаются деловые мероприятия?

— У нас запланирован ряд выставок продуктов пищевой индустрии: одна будет в Санкт-Петербурге — «Петерфуд 2017», другая пройдет в Казахстане под названием «WorldFood Kazakhstan». Выставки ожидаются осенью, поэтому мы очень ждем волгоградских предпринимателей, готовых войти в состав коллективной экспозиции Волгоградской области. Напоминаем, что компании оплачивают только собственные командировочные расходы.

Образовательные программы — важное направление работы Центра

— Думаю, многие заинтересуются этим приглашением. А как подать заявку?

— Заявку можно заполнить в электронном виде и прислать к нам на почту: e-mail нашего Центра поддержки экспорта есть на сайте Бизнес-инкубатора. Когда мы запустим собственный сайт, подавать онлайн-заявки станет еще проще.

— А как предприниматели могут узнать об услугах вашего Центра?

— У нас сформирована большая база рассылки: мы напрямую взаимодействуем с некоторыми компаниями, в том числе и c теми, кто пока не экспортирует, ведь наша задача — увеличить объем поступления волгоградской продукции за рубеж. Информация о нас есть на сайтах бизнес-инкубатора, комитета экономики Волгоградской области, профильных ведомств: комитета промышленности и торговли, комитета экономической политики и развития Волгоградской области. Также мы сотрудничаем и с профильными ведомствами: комитет промышленности и торговли, комитет сельского хозяйства. Отдельное внимание уделяем работе с торгово-промышленными палатами и общественными объединениями предпринимателей.

— Вы упоминали о том, что организуете иностранные деловые миссии. Что это такое?

— Деловая миссия — это предварительно проработанная и подготовленная нами бизнес-поездка предпринимателя в другую страну. Мы не привязаны к какой-то определенной тематике, а нацелены на рынки сбыта в этой стране, которые интересуют конкретную волгоградскую компанию. Для наших предпринимателей мы разрабатываем деловую программу, общаемся с профильными органами исполнительной власти в этой стране, встречаемся с потенциальными партнерами — так сказать, зондируем почву для будущего знакомства волгоградских предпринимателей с зарубежными коллегами. Главная цель: обеспечить договоренности и, как итог переговоров, — экспортный контракт. В этом году запланировано пять миссий: в Китай, Германию, Белоруссию, Казахстан и Иран.

— Куда поедете сначала?

— Первая бизнес-миссия отправится в Белоруссию, в период с 31 июля по 4 августа. Мы планируем посетить Минскую и Витебскую области. У нас уже есть желающие со стороны компаний из сферы машиностроения, пищевой промышленности и приборостроения. И мы приглашаем присоединиться компании, которые заинтересованы в продвижении своей продукции на данный рынок.

— Расскажите об образовательной программе Центра поддержки экспорта.

— В прошлом году Волгоград стал одним из пилотных регионов, который реализует образовательный проект Российского экспортного центра. Лучшие эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности создали системный программный продукт, сформированный по принципу мини-MBA (master of business administration или мастер делового администрирования — степень магистра в экономике и менеджменте — прим. авт.). Эта модульная система, состоящая из 11 образовательных блоков, позволяет предпринимателям бесплатно прослушать любой из них или все сразу. Первый блок посвящен введению в экспорт — в течение двух дней слушатель может узнать обо всех этапах жизненного цикла экспортного проекта компании. Последующие блоки обеспечат более полное погружение в аспекты логистики, маркетинга, права, финансовых инструментов. Лекционный материал подается в формате тренингов — лекционная часть, деловые игры, мозговые штурмы и обсуждения.

В прошлом году мы выдали 120 удостоверений, подтверждающих прохождение отдельного образовательного блока. Если предприниматель пройдет все 11, он получает сертификат о повышении квалификации АО «РЭЦ» — это, конечно, документ уже совсем другого уровня.

— У региона заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Российским экспортным центром. Что это дает волгоградскому бизнесу?

— Сейчас РЭЦ — агент правительства по поддержке несырьевого экспорта, и он предлагает порядка 172 нефинансовых услуг. В их число входит консалтинг, таможенное администрирование, просчет логистики, маркетинговый анализ и многое другое. Также Российский экспортный центр предоставляет различные субсидии, в том числе, на участие в выставках и ярмарках разного профиля и тематики. Для малого и среднего бизнеса эти мероприятия Центр финансирует на 80%, для крупного — на 50%. РЭЦ предоставляет субсидии и на защиту интеллектуальной собственности, сертификацию и затраты, связанные с транспортировкой продукции на международные рынки. Все эти услуги доступны, и мы призываем волгоградских предпринимателей воспользоваться ими.

 — Центру скоро исполнится год. На стадии становления были какие-то трудности?

— Мы столкнулись с тем, что далеко не все волгоградские производители с действительно достойной продукцией ориентированы на экспорт. У всех свои причины, но ответ «Нет, мы не планируем выходить на иностранный рынок» слышим довольно-таки часто. Мы надеемся, что переломить ситуацию удастся, у волгоградской продукции действительно большой экспортный потенциал. В этом и заключается наша задача — убедить предпринимателей, что экспортировать — не страшно, главное — начать. Если компания может определить рынок сбыта в России, выбрать целевую аудиторию, в срок доставить продукцию — значит, она сможет работать и в другой стране. Тут ведь действуют те же самые механизмы, хотя, конечно, есть и свои тонкости. Но в тонкостях разобраться мы всегда поможем.


Текст: Анжела Новосельцева