Человек и его среды

Андрей Макаров, д.ф.н., профессор кафедры философии ВолГУ

Среда — необходимый элемент жизни любого существа

 Даже самодостаточный и независимый человек не может существовать без окружения, вне среды. Поэтому вполне органично выглядит словосочетание «среда обитания», или «окружающая среда». В первом приближении среда обитания человека может быть представлена в виде двух оболочек, в которые он помещен от зачатия до смерти, — это биологическая и социальная среды. У человека есть два тела: тело как физический организм и общество как социальное тело. В этих телах идут изменяющие их процессы. Когда они меняются, меняемся и мы. Распространена иллюзия, что наше «Я» при всех изменениях среды остается стабильным, самотождественным; якобы в процессе приспособления к обществу (социализации) наше неизменное Я надевает маски, примеривает социальные роли для адаптации к условиям существования.  Однако это лишь иллюзия, которую порождает наивная вера в нашу неверную память. Разве зрелый человек — тот же, который был ребенком или подростком?

Среда — это сеть отношений между объектами

Общая для разных объектов среда поворачивается к каждому из них своей стороной и предстает в качестве только его собственной среды. Например, родители и дети, проживающие в одной квартире, в действительности живут в различных средах: среда детей имеет в качестве существенного элемента родителей, а дети — элемент среды, в которой живут родители. Ограниченность взгляда индивида на среду мешает увидеть ее как общее пространство, вмешательство в которое одного объекта постепенно порождает изменение в условиях существования всех элементов среды.  Это так называемый «эффект бабочки»: бабочка махнула крыльями в Африке, а через n-е количество времени это вызвало шторм у берегов Австралии.

Клод Моне. «Вестминстерское аббатство»

Среда сильнее человека

«Культурные машины» социальной среды — воспитание и образование — создают мощнейшее поле, в котором трансформируется и наше Я, и даже наше биологическое тело с его физиологическими реакциями. Научные исследования показывают: память, вкус и даже слух и зрение обусловлены особенностями социализации. Жители тундры различают больше оттенков белого цвета, а художники видят отчетливее оттенки и формы. Однажды французский импрессионист Клод Моне выставил в Лондоне написанное им «на натуре» полотно «Вестминстерское аббатство», но лондонцы выразили недоумение розовым цветом, использованным для изображения тумана. Они видят этот туман каждый день, и он — серый! А художник видел, что туман имеет розовый оттенок. Спор разрешился в пользу Моне: микрохимические исследования воздуха показали, что в атмосфере Лондона присутствуют следы красной пыли от кирпичных труб. Дело в том, что глаз подчинен памяти, в данном случае традиции обучения художников различать цвета.

Ученые заинтересовались влиянием среды на сознание и тело человека довольно давно. Еще Платон создает свою знаменитую «теорию кукол», в которой уподобляет людей марионеткам, управляемым стихиями внешней среды, космоса. В ХIХ веке биологами были найдены экспериментальные подтверждения идее существенного влияния среды на живые организмы. К.Ф. Рулье, И.М. Сеченов, Э. Геккель, Г. Дриш, Л. фон Берталанфи  определяли среду как совокупность условий существования отдельных биологических организмов и целых сообществ, сводя эти условия к двум подсистемам: 1) отношения между физическими телами живых существ и 2) их отношения с окружающей средой. В ХХ веке эта тема активно  разрабатывалась уже применительно к человеку в рамках теорий управления поведением.

Среда  — это дом бытия человека

В результате ряда междисциплинарных исследований был выработан так называемый «средовый подход». Его основная идея в том, что почти все поведение человека определяется работой его сознания, которое во многом  подчинено логике интеллектуальной среды, частью которой является сознание индивида. В. И. Вернадский утверждает, что существует ноосфера, глобальная интеллектуальная среда, охватывающая все человечество. В русле этой идеи развиваются и теории надындивидуальной памяти. Надындивидуальная память — структура, соединяющая памяти отдельных людей в единое хранилище коллективного опыта. Я. Ассман называет это культурной памятью, трактуя ее как среду символов, в которой происходит становление мировоззрения человека, определяющее его общественно значимое поведение.

Клод Моне. «Сад художника в Аржантее»

Наше сознание, мысли и, следовательно, действия во многом зависят от языка, мировоззрения, общественных установок, — все это можно назвать средой человеческого обитания, обитания его тела и его души (мышления).

Средовый подход к объяснению поведения людей — это экологический подход. А экологическая проблематика сегодня самая важная, ведь она затрагивает катастрофические последствия порчи людьми окружающей среды — как природной, так и культурной. Поэтому ответственных за судьбу планеты ученых заботит выработка программы «экологического мышления», без которого человечество рискует погубить планету. Слово «экология» содержит важнейший смысл для понимания сущности среды — «дом». Среда — это дом бытия человека.

Проблемы управления средами

Философская метафора дома очень важна для понимания того, как функционирует понятие среды в современных профессиональных средах. Сегодня мы говорим о политической, экономической, правовой, архитектурной, городской средах как о пространствах, которые нужно благоустраивать. Работа по благоустройству среды существования должна вестись постоянно, так как в мире действует закон энтропии — снижения степени упорядоченности системы и нарастания в ней хаоса.

Основная проблема благоустройства среды сводится к вопросу: что в каждом конкретном случае является общественным благом, а не благом какой-либо отдельной социальной группы. Например, как примирить конфликты интересов: пешеходов и автомобилистов; инвесторов-застройщиков и жителей уже существующих домов; бизнеса,  загромождающего пространство хозобъектами, и  потребностью людей  гулять, отдыхая от навязчивости торговли. Какое-то время неплохо работала манипулятивная риторика бизнеса и обслуживающей его власти. Например, заявлялось, что «в целях благоустройства» будут установлены новые остановочные павильоны на тротуарах. Под этим риторическим прикрытием устанавливались мини-магазины, которые начинали пожирать близлежащее пространство: установкой рядом холодильников в «клетках», размещением рекламы, столиков для распития и еды и т.п. Возможно, эти объекты приносят какие-то удобства отдельным прохожим, но на общее благоустройство городской среды они влияют негативно, например, на ее визуальный (замусоренность рекламой) и аудиальный (музыка) аспекты. Та же манипуляционная риторика применяется и к благоустройству территорий дворов застройщиками: на бумаге в проекте значатся зеленые насаждения, но их не выращивают, отделываясь имитацией благоустройства. В данных примерах ухудшение среды обитания происходит не только на физическом уровне, но и на духовно-психологическом: ложь и смысловые манипуляции, которыми пропитана прикрывающая эгоистические меркантильные намерения риторика, отравляют речевую среду. А ведь речевая среда не менее важна для жизни людей, чем сосиски или газеты, в которых эта ложь печатается.

Интересно, что пренебрежение со стороны власти и бизнеса благоустройством городской среды ухудшает и их собственную жизнедеятельность. Например, если горожане активно не протестуют, а только ворчат в соцсетях, может показаться, что это незначимый политически и экономически факт. Однако думать так — роковая ошибка этих управленческих субъектов. Портится социально-психологический климат, нарастает угнетенное состояние всего коллективного тела. По мнению социальных психологов, может образовываться так называемая «коллективная психика», и в описанном случае — психика больного коллектива. А это уже прямые риски для экономики: нарастает миграция за пределы больного городского организма, падает производительность труда оставшихся специалистов.

Альфред Сислей. «Городок на берегу Сены»

Итак, средовый подход позволяет взглянуть на проблемы комплексно, а на управление — как на нелинейный процесс возникновения положительных и отрицательных эффектов в системе. В дальневосточных традициях это называется «законом кармы», а в европейской — «законом бумеранга».

Управление через среды — будущее,  которое уже наступило

Так что же такое среда в самом общем смысле? Среда — это совокупность условий существования (бытия) человека и других живых существ, включающая в себя природные, вещные и символические ресурсы, необходимые как для осуществления их жизнедеятельности, так и управления состоянием среды через механизм «обратной связи».

 В свое время «средовая» теория управления привела к появлению «high-tech technologies». Сегодня в повестке стоит инжиниринг «high-hume technologies», технологий высокоточного управления поведением людей. Управление сознанием индивида — традиционная цель любой теории управления, начиная с архаических магических техник. Новизна современного этапа развития этих теорий в том, что пытаются создать универсальные модели управления поведением индивида через воздействие на него не прямо, а через его среды: как ближние — общение в соцсетях и других коллективах, так и дальние — язык, мировоззрение, система ценностей.


Текст: Андрей Макаров, д.ф.н., профессор кафедры философии ВолГУ.

Фото: Виктор Шилин