«Деловому Волгограду» — десять лет

Десять лет — немалый срок для издания. Тем более регионального, когда в период перестроечных времен они плодились как грибы после дождя и быстро уходили в небытие. Отчего жизнь некоторых оказалась столь коротка, и как удалось «Деловому Волгограду» сохранить свое лицо, аудиторию и рекламодателей? Об этом мы поговорили с основателем и главным редактором издания Татьяной Кузнецовой.

Татьяна Кузнецова, основатель «ДВ»

— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания журнала?

— От идеи до воплощения прошел определенный срок. По образованию я — педагог-филолог, 13 лет проработала в школе. В лихие девяностые, когда надо было просто выживать, я три года в летние каникулы старалась найти работу, да такую, чтоб и по душе была, и материальное удовлетворение приносила. Но слово «учитель» тогда звучало как приговор.

Однажды ко мне в руки попала газета Financial Times. Хорошая бумага, необычный размер, интересные статьи. Я загорелась идеей работать в редакции. Нашла вакансию менеджера по рекламе в газете «Новые деловые вести», только набиравшей обороты. Несмотря на то, что мой возраст не подходил под требование вакансии, я решила рискнуть: пришла в редакцию и предложила свою кандидатуру! Это был отчаянный и несвойственный тогда мне шаг, но я почему-то была уверена, что поступаю правильно, и меня непременно возьмут. Так и случилось.

И началась новая работа, обучение, осваивание оргтехники. У более юных коллег из отдела продаж я училась разговаривать по телефону, деловой этике, ведению переговоров и оформлению документации. Первый заказ для меня был огромной радостью и страхом одновременно, а последующие придали уверенности и подвигли на идею создания тематических страничек в газете.

— А кто был вашим наставником?

— Практически у всех в редакции училась понемногу… Коллектив у нас был творческий и дружный. Благодаря Ирине Нефедовой, основателю «НДВ», я обрела веру в свои силы как рекламный менеджер. Затем начался этап освоения журналистики. Профессиональным журналистам-аналитикам не всегда удавались рекламные тексты, и заказчики порой, не одобряя написанное, уходили без заключения договоров. Однажды, выслушав клиента и написав без разрешения редакции для него текст, я принесла и договор, и согласованный им рекламный контент. И здесь меня поддержала Валерия Закипнева, человек советской журналистской закалки, главный редактор газеты. «Таня, а у тебя получится писать», — сказала она, тем самым окрылив и придав еще больше уверенности и сил для творчества. Она помогала правильно выстраивать тексты, беспощадно правила, объясняла, словом, возилась со мной как хороший наставник с подающей надежды ученицей.

Первое признание

— А почему вы решили создать именно деловой журнал?

— Мне импонировали предприниматели — открытые и смелые, целеустремленные и активные. Каждое интервью с ними — шаг к личностному росту. Они воодушевляли своими идеями, энергетикой, позитивом и стремлением сделать жизнь лучше, не уповая на никчемное окружение и государство. Большинство из тех, с кем свела жизнь, стремились в первую очередь не набить карманы, а изменить к лучшему жизнь в городе, стране, с помощью смекалки и умения предвидеть экономические подъемы и спады, рационально использовать заработанный капитал. И мне эти черты в них очень нравились. После педагогического опыта и жизни по чужому регламенту это было как глоток свежего воздуха, другой взгляд на мир, строящийся людьми самостоятельно, без оглядки на оценки и советы посторонних, полностью беря на себя ответственность за свои поступки и решения.

— Как события развивались дальше?

— Через год мне предложили работу в журнале «Я выбираю», где я занималась не только рекламой, но и возглавила отдел распространения издания. Еще через год предложили создать и возглавить отдел рекламы и распространения в «Первом Чтении» — была такая газета, которая вызывала немало толков среди общественности и СМИ. Я вновь пустилась в путешествие по освоению новых знаний и навыков. Все происходило очень быстро: словно встав на свою колею, я мчалась по жизни, накапливая опыт и знания. Я любила свою работу, даже была в некотором смысле одержима и не понимала, как можно уставать, если занимаешься любимым делом.

— И как же появился журнал?

— Идея создать свой журнал пришла в Питере. В руки попалась газета «Деловой Петербург» и, как когда-то английская деловая газета, порадовала меня своим контентом, креативом, исполнением. Захотелось сотворить нечто подобное в нашем городе. В это же время поступила на курсы журналистики и рекламы в дистанционной школе ЕШКО. Вернувшись в родной город, познакомилась с главным редактором газеты-журнала «Строй-мастер» Татьяной Карповой, которая предложила мне с нуля создать небольшой журнальчик под названием «Бизнес для бизнеса», его главная идея — информирование читателя о правилах ведения предпринимательской деятельности и рассказы волгоградских деловых людей о своих предприятиях. Небольшой цветной журнал на газетной бумаге сразу нашел отклик у читателей и рекламодателей. Нас отмечали дипломами за публикации не только в Волгограде, но и в столице. К примеру, ММВБ за материал о финансовой грамотности населения вручила очень ценный по тем временам приз —  ноутбук — за первое место среди региональных СМИ.

За два года…

Домой я возвращалась с твердым намерением начать собственное дело — ноутбук как инструмент мне вручили, редакционный опыт я получила, осталось набрать команду единомышленников. И они быстро нашлись. Нас было пятеро, мы распределили обязанности и стали делать наш журнал. Никто не верил, что мы создали редакцию без каких-либо вложений. Но это было на самом деле так. У нас был стол, стул и наш замечательный ноутбук.

 — Как выбирали миссию своего издания?

— После долгого обдумывания целей работы и миссии журнала мы выбрали один из пунктов государственной Программы поддержки бизнеса — создание положительного образа предпринимательства в обществе с целью популяризации и изменения господствующих в то время негативных установок. В ходу были слова хапуги, спекулянты, воры. Но и в уже далеком 2007-м были настоящие предприниматели, чья цель — не личное обогащение, а улучшение ситуации в городе и стране в целом, т.е. люди с государственным мышлением и высоким уровнем ответственности. Многие из них до сих пор трудятся на благо нашего региона. И как бы ни было трудно, не сдают своих позиций и идут к твердо намеченной цели. Именно о таких людях мы писали тогда и пишем сегодня.

Для возрождения предпринимательского духа мы решили вести рубрику об известных филантропах и меценатах прошлого, имена которых вспоминаем с глубоким уважением. Ведь человек, встав на путь предпринимательства, не должен становиться рабом денег. Жадность — это путь  к деградации и нищете. Она толкает человека на обман и лишает разума. К сожалению, большинство людей сейчас оказались в зависимости от зависти и неуемного потребления. А ведь, на мой взгляд, богатый человек должен быть не жадным, а расчетливым. И уметь делиться своими материальными благами с теми, кто помогает ему в его деле или остро нуждается. А также сохранять нравственную чистоту помыслов и силу духа. Ведь для человека есть только одно богатство — его жизнь, и оно неделимо, поскольку включает в себя все аспекты бытия.

 — А что скажете про коллектив редакции?

— За время работы над журналом с нами были многие люди, которые своим трудом и преданностью помогали журналу развиваться. Без них ничего бы не получилось. Со многими держим связь до сей поры и очень рады их жизненным успехам. Поддерживаем партнерские отношения с Волгоградским социально-педагогическим колледжем, практиканты которого проходят у нас практику по специальности Реклама. Как-то посчитали, за все эти годы над журналом трудились около ста пятидесяти человек!

«Деловой Волгоград», наши дни

 — А как насчет политики? Приходилось сталкиваться с черным пиаром?

— Мы всегда были вне политики, и даже за неплохие деньги не брались за черный пиар, ведь репутация — это главное. Ее сложно заслужить, но легко потерять.

 — Как складывались отношения с властью и самими предпринимателями?

— Я очень благодарна людям, которые поддержали идею журнала и помогли стать полноценным СМИ. Татьяна Викторовна Шибченко, возглавляющая Центр защиты и развития бизнеса «Дело» — это наш ангел-хранитель, которая как заботливая мама взяла меня за руку и отвела в коридоры административных структур, где мы активно и продуктивно начали сотрудничать с областным комитетом по предпринимательству под руководством В. Демидова. Активно сотрудничали и с городским комитетом по предпринимательству во главе с А. Фроловым. Д. Семененко, будучи руководителем одного из отделов администрации города, также помогал нам в работе. Общественные организации предпринимателей ОПОРА России в лице В. В. Сахарова и Торгово-промышленная палата в лице Д. А. Белицкого, а позже В. Е. Ткаченко — это наши самые «закадычные» друзья и партнеры. На их базе мы проводили круглые столы на актуальные темы, участвовали в жизни предпринимателей, помогали и сами принимали посильную помощь, организовывали совместные мероприятия как делового, так и развлекательного характера. Словом, журнал взрослел, обретал друзей и надежных партнеров.

 — Кризис 2007-2008 года сказался на работе молодой редакции?

 — Сказался весьма положительно, как прививка против болезни. Наш первый номер вышел в свет (и был самоокупаем!) спустя полгода после образования редакции, как раз в начале кризисных тенденций. Нам предстояло выдержать натиск финансовых бурь и пересмотреть некоторые взгляды на ведение хозяйства. Общались с теми, кто уже второй раз попадал в экономические передряги, черпали опыт и всем бурям назло, пригибаясь к земле, теряя кадры, сокращая офисные площади и аппетиты, а также количество экземпляров — первоначально их было 10 тысяч, шаг за шагом приспосабливались жить более экономно и рационально.

Многое было пересмотрено: обновленные и окрепшие мы встречали пятилетие дружной командой молодых журналистов и рекламистов в кругу наших партнеров, связи с которыми переросли в дружеские. Не могу не вспомнить нашего медиамагната Вячеслава Черепахина — к тому времени, когда мы только затевали наш журнал, радио Ретро ФМ уже очень хорошо знали и любили в городе, и Вячеслав был довольно известен в кругах смишников. К нему я обратилась с просьбой помочь по рекламе издания— без тени превосходства, как это делали многие до него, он воспринял идею о сотрудничестве с энтузиазмом. Начиная с того момента наши отношения были и остаются весьма теплыми и дружественными.

— А когда вы изменили миссию журнала?

— После празднования небольшого юбилея мы решили, что задача нашей пятилетки выполнена, образ предпринимателя уже не носит ярко негативной окраски в обществе. Поэтому было решено пересмотреть  курс дальнейшего движения редакции. Поменяли логотип, придумали новый слоган, актуальный до сей поры: «Энергия слова — в развитие бизнеса», изменили внешний вид и структуру журнала. А своей миссией обозначили поддержку развития предпринимательства в регионе и стране в целом.

Глубоко уверены, что без предпринимательской прослойки, без смекалки, упорства и труда нашему региону, как и стране, выбраться из той ямы, в которой мы оказались в конце прошлого века, будет очень трудно. Общество едино, в нем одинаково важны и правители, и учителя, и торговцы, и рабочие. Дело за малым — взаимодействием этих классов без эксплуатации, обмана и жадности. А наша основная задача — информировать читателя о том, как идут дела у предпринимателей, что их заботит, что нового и полезного предлагают деловые люди нашему обществу. Предоставлять обзоры и аналитику последних экономических тенденций, знакомить с опытом предпринимателей прошлых веков. А также освещать региональную связь власти и бизнеса. Сегодня в редакции трудятся талантливые молодые журналисты, которым близка и понятна наша миссия. Они вносят свой посильный вклад в совершенствование журнала, развивая его и развиваясь сами.

— Какие итоги работы редакции можно подвести за десятилетие и что планируете в будущем?

­

— Подводя итоги, могу сказать — ключевое слово в работе для нас за этот период времени — позитив. Положительный образ предпринимателя, положительное отношение к жизни, здоровью, трудовой деятельности, жизни. Мы старались и стараемся удерживать равновесие, не впадая в крайности, не эмоционируя на фоне недостатков, снисходительно относясь к процессам, происходящим в обществе. Но и розовых очков не надеваем, от реалий сегодняшнего дня не отрываемся. Стараемся мудро выстраивать взаимоотношения как внутри коллектива, так и с партнерами и властью. А еще помним об ответственности. Ведь слово — великая энергия и сила! И те, кто им профессионально пользуется, никогда не должны забывать об этом. Слово — это и оружие массового поражения, но и массового пробуждения.  Мы стремимся пробуждать в читателе лучшие качества. И в будущем будем следовать выбранному курсу.


Текст: Саша Брют