Общество свободной игры

Одни говорят, что игра бескорыстна и ее цель — в ней самой. Другие — что человеку требуется вознаграждение за победу. Одни понимают игру как состязание, другие — как сотрудничество. Для одних важен азарт, для других — красочность сцены, для третьих — свобода игры воображения. Но как бы мы ни понимали сущность игры, какие бы виды ее ни рассматривали, бесспорно одно: игра — это способ гармонизации отношений человека с обществом и окружающей его реальностью в целом.

 

Хаос – отец мира

Игра, правила, право

Крупный исследователь игрового аспекта социальной жизни Эрик Берн полагает, что в общественной деятельности большая часть времени посвящается разыгрыванию игр. Берн считает, что об альтруизме игры говорить не приходится: человек жаждет получить вознаграждение; награда за усилия — это кульминация игры. Отдельные ходы планируются так, чтобы получить в качестве побочного продукта максимально возможное удовлетворение на каждом шагу. Помимо получения социально значимых бонусов, человек разыгрывает игры и для поддержания системы взаимоотношений с другими людьми в равновесии. Если сложилась какая-то устойчивая система, успешно функционирующая по каким-то правилам, человек будет действовать по ним и впредь, надеясь на столь же хороший результат. При этом разыгрывание игры может уйти в бессознательное, и действие по определенному алгоритму перестанет подчиняться разуму. Оно станет стереотипом, а разрушение привычных условий воспроизводства игры повлечет нервное напряжение. Поэтому установленные правила собственной игры — это, по сути, неосмысляемые человеком сценарии социального действия. Как если бы актер перестал считать себя актером и решил, что сцена — это и есть его жизнь.

Но здесь возникает важный вопрос: разыгрываемые нами игры и их правила — они индивидуальны? Мы играем в свои собственные игры, или сценарии нам придумывает незримый драматург, творчество которого мы делаем своей жизненной стратегией? В какой-то степени верны оба варианта. Правовед Лон Л. Фуллер считает, что люди для осмысленного взаимодействия нуждаются в механизмах и правилах, позволяющих структурировать и поддерживать систему взаимных ожиданий. Индивидуальное приходится «обрезать» ради общего, укладывать в форму, и такой общей социальной формой является право. Тогда право — это правила большой социальной игры, выигрыш в которой — общественная гармония и возможность совместного существования людей. Ведь и право, и правила игры — это формальные системы признанных норм, а в основе юридической логики и игровой механики лежит общий принцип — формализованные алгоритмы. Вот и ответ на наш вопрос: разрабатывая свою личную игровую стратегию, человек должен учитывать существующие правила той реальности, в которой он действует. Иногда такие правила накладывают весьма жесткие ограничения, формируя параметры вселенной, которые просто невозможно обойти. Любители компьютерных игр знают это, как никто другой.

Мир – пространство игры

Контуры свободы

Кстати, пример компьютерных игр может научить нас еще одному различению. Некоторые формальные ограничения действуют на уровне программного кода: они задают базовые параметры среды, с которыми вынужден считаться каждый новый игрок. Но есть и такие сферы и методы регулирования, которые вынесены на уровень межличностного взаимодействия и «драматургами» жестко не прописываются. Так открывается важный аспект игры, незаметный при сведении сущности игр к формирующим их правилам. Йохан Хейзинга, исследовавший игровую основу человеческой культуры, прямо связывал игру и свободу. Если социальная деятельность человека заранее не предопределена правилами и зависит от того, какую меру собственной свободы он определит себе, то игра начинает обладать свободопорождающим потенциалом.

Однако свобода — это своего рода асимптота: она может бесконечно приближаться к идеалу, но так его и не достигнуть. Ведь в лакунах формально-правового регулирования в силу вступает самоограничение индивида: каждый игрок понимает, что для достижения какого-то оптимального результата он должен вступать в общение с другими игроками, о чем-то с ними договариваться и тем самым добровольно ограничивать свободу своего действия. Так формируется игровое сообщество, в свою очередь, формирующее игровую среду, которая может стимулировать человека на социальное и культурное творчество, но может и угнетать.

 Один за всех, и все за одного

Важно учитывать и то, что индивидуальные стратегии человека могут пересекаться и даже вступать в противоречие со стратегиями других индивидов. Пересечение чревато конфликтами: они случаются в любой сфере человеческой деятельности, например, в экономике, где идет борьба за принципиально ограниченные ресурсы. Для анализа оптимальности стратегий и способов разрешения конфликтов появилась даже особая отрасль математического знания, именуемая теорией игр (видели фильм «Игры разума»? Так вот, он посвящен одному из создателей этой теории — Джону Нэшу).

Игра – мера свободы

Поначалу в этой теории анализировались антагонистические игры, когда одни игроки проигрывают, а другие выигрывают за счет них и забирают себе все социальные блага. Но по мере того, как эта математическая теория находила все большее применение в реальной экономике, на первый план выдвигались иные стратегии. По мнению Дж. Нэша, классический конкурентный подход к экономическому поведению, когда каждый сам за себя и против всех, неэффективен. Гораздо эффективнее стремиться к общему благу, когда игрок делает лучше себе, делая лучше другим. Если все игроки, выбрав такую «эгоистично-альтруистичную» стратегию, достигают общего блага, и любое изменение ухудшит позиции всех сразу, то такую ситуацию называют «равновесием по Нэшу». Как видим, в этой модели уже нет выигрывающих за счет остальных, здесь либо все выигрывают, либо все проигрывают. Типов таких игр существует множество, но важно главное: все они поднимают ценность социальной кооперации, ставя ее выше оголтелой конкуренции.

Возвращение в реальность

Итак, рассмотрение социального взаимодействия в качестве игры может многое рассказать нам об обществе и о нас самих. А внедрение игровых стратегий в практику позволяет сделать ее более эффективной и даже в каком-то смысле человечной. Поэтому нет ничего удивительного, что так называемая геймификация (или игрофикация) идет по планете семимильными шагами, завоевывая все больше адептов. Ее суть — в применении подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах. Хейзинга полагал, что игра связана с выходом за рамки действительности в область воображаемого. А здесь — наоборот, игра из области воображаемого возвращается в реальность. И люди становятся игроками уже не бессознательно, как у Берна, а осознанно. Они играют, но для получения удовольствия и какого-то позитивного социального эффекта разыгрывают веру в то, что все всерьез.

Один из новых аспектов: на смену герметичной виртуальной реальности, требующей погружения, приходит альтернативная реальность. Элементами игры могут выступать городские кварталы, инфраструктура, вообще любые сферы человеческой повседневности, а с помощью новых технологий эта реальность дополняется воображаемыми элементами. Ими могут быть не только пресловутые покемоны, но и нечто социально значимое, ведь главное — способность таких игр вдохновлять кооперацию игроков для достижения общего блага. Игры в альтернативной реальности — антиэскапистские, ибо они возвращают игроков в действительный мир.

Свобода – враг отчуждения

Вовлечение против отчуждения

Другой аспект — высокий потенциал геймификации в решении трудовых, производственных задач. В конце концов, разве кооперация работников не способна сделать реализацию какого-нибудь проекта более быстрой и эффективной? Без кооперации как межличностного взаимодействия коллектива вообще не существует. Соответственно, игрофикация трудового процесса — это выработка оптимальной стратегии действия каждого работника ради достижения результата. А сам этот результат, рассматриваемый как выигрыш в игре, становится желанным для него как личности. Работник вовлекается в работу как игру, чувствует свою важность и необходимость, ощущает развитие навыков и умений, похожее на «прокачку» персонажа в компьютерной игре. И так он преодолевает традиционное для капитализма отчуждение труда от его результата. В больших современных корпорациях труд возвращается к работнику только в виде зарплаты, ничего не говорящей ему о том, что он сделал и кем стал. Игрофикация должна вернуть человеку себя, сделав труд осмысленным; она вовлекает его в процесс труда, в котором уже нет разделения на начальника и подчиненного — каждый играет свою роль, и каждый важен для достижения результата. И снова конкуренция проигрывает кооперации, что ставит вопрос о дальнейшем существовании капитализма в традиционном его понимании.

Итак, выход игры из социального бессознательного на поверхность меняет отношение человека к миру и к самому обществу — отчуждение уступает вовлечению, а стереотипность социального действия — свободе.

Константин Смолий