Непредсказуемые деловые циклы, или Как бьется сердце макроэкономики

Жизнь — огромный график, переплетение кривых многочисленных ритмов, пронизывающих повседневность. Ритмична любая человеческая деятельность. Наш организм живет по собственным биоритмам, физическим и психическим: иногда нам хочется свернуть горы, порой — «достать чернил и плакать». Макроэкономике также присуще бесконечное чередование взлетов и падений, происходящих с определенной частотой. Каждый ритм — одновременно и причина, и следствие всего, что в ней происходит. И заветная мечта аналитиков разной масти — вписать происходящее в определенную систему, научившись предсказывать будущее. Что будет с экономикой нашей страны? Есть ли смысл делать какие-то прогнозы? В этом материале мы поговорим о том, какие ритмы и циклы существуют в макроэкономике.

Экономические кардиограммы

Ничто не статично в этом мире, все течет — вспомним диалектическую теорию развития сущего. Каждая фаза цикла — залог перехода на качественно новый уровень. В экономике постоянно варьируются объемы производства и уровень занятости населения, растет и падает спрос на товары и услуги. Эти периодические колебания уровня активности и называют деловыми, или экономическими циклами — пульсацией экономики, присущей любому государству с рыночным типом хозяйствования.

Экономические циклы обусловлены разными факторами. Ими могут выступать экономические шоки, технологические прорывы, войны. Открытие новых энергоносителей, изменение запасов сырья и товаров, цен на них. Сезонный характер сельского хозяйства или  увеличение инвестиций в основной капитал.

Экономический цикл состоит из нескольких фаз. Фаза подъема характеризуется ростом производства и занятости населения. Инфляция в этот период невысокая, спрос растет, так как потребители активно осаждают магазины, совершая покупки, которые были отложены во время предыдущего кризиса. Инновационные проекты успешно внедряются и быстро окупаются.

За первой фазой следует пик — высшая точка экономического роста, на которой мы наблюдаем максимум деловой активности. Безработица почти отсутствует, производственные мощности работают предельно эффективно. Может усилиться инфляция, так как рынок насыщается товарами и растет конкуренция. Срок окупаемости увеличивается, бизнес берет все больше долгосрочных кредитов. И за пиком начинает маячить неизбежное падение. Так, в последнее время все больше экспертов отмечают, что фаза бурного экономического подъема в Китае уже пройдена и общий рост замедляется. Если  в течение трех десятилетий до 2010 года экономика росла в среднем на 10% в год, то в последние два года этот показатель составляет 6-7%.

Все это — признаки перехода к третьей фазе — спаду (или рецессии, кризису). В этот период снижается деловая активность, падают объемы производства и инвестиций. В совокупности это ведет к росту безработицы, снижению доходов населения и сокращению платежеспособного спроса. В качестве примера можно взять финансово-экономический кризис, начавшийся в США и принявший глобальный характер в конце 2008 года. Субъективной причиной его стала огромная роль американского доллара в мировой экономике, сделавшая другие страны заложниками кризиса в США. Глобальной же причиной кризиса называют особенности циклического развития мировой экономики. Многие развитые страны, например, США и государства Евросоюза, после пика технологического развития в конце XX века вступили в фазу снижения темпов экономического роста.

Наконец, четвертая фаза — это дно, низшая точка деловой активности. Трагичное «мы достигли дна» можно часто услышать в сводках наших вечерних новостей. Этот период характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей. Падение цен прекращается, объемы производства немного увеличиваются, но торговля протекает вяло. Капитал, не найдя применения в сфере торговли и производства, уходит в банки. Это увеличивает предложение денег и ведет к снижению процента по кредитам. Считается, что фаза «дна» обычно не бывает продолжительной. Хотя пример «Великой депрессии», длившейся целых 10 лет, говорит об обратном.

 

Блеск и нищета экономических прогнозов

Интересно, что циклический характер экономики все же не позволяет делать точные прогнозы — из-за того, что колебания деловой активности нельзя назвать регулярными. Тем не менее современной экономической науке известно более 1380 различных видов деловых циклов. Прежде всего, говорят об их четырех основных видах.

Так, существует понятие краткосрочных циклов Китчина, продолжительностью 2-4 года. Их открыл в 1920-е английский экономист Джозеф Китчин. Краткосрочные колебания деловой активности ученый связывает с изменением объема запасов золота, что на сегодняшний день уже не столь актуально. Современные экономисты объясняют циклы Китчина задержками в получении предприятиями коммерческой информации. Например, рынок насыщен товаром, и необходимо снизить объем производства, но эта информация поступает к руководству с запозданием. В итоге ресурсы тратятся напрасно, склады переполняются излишком товара.

Французский экономист Клеман Жюгляр в начале прошлого века выделил среднесрочные циклы продолжительностью 7-10 лет. Он полагает, что экономические колебания зависят от объемов инвестиций в основной капитал. Главным тормозом в этом случае являются задержки  между принятием инвестиционных решений и приобретением производственных мощностей, а также между спадом спроса и ликвидацией ставших лишними производственных мощностей. Поэтому циклы Жюгляра более продолжительные, чем циклы Китчина.

В 1930 году американский экономист Саймон Кузнец открыл деловые циклы продолжительностью 15-20 лет. Кузнец объяснял их демографическими процессами и изменениями в сфере строительства. Сегодня циклы Кузнеца некоторые экономисты рассматривают как технологические ритмы, обусловленные обновлением технологий.

На слуху и термин «длинные волны Кондратьева» — еще один вид деловых циклов, продолжительностью уже 40-60 лет, обнаруженный русским экономистом Николаем Кондратьевым в 1920-е годы. «Волны Кондратьева» обусловлены важными открытиями в ходе научно-технического прогресса. Подъем первого большого цикла Кондратьев связывал с промышленной революцией в Англии, второго — с развитием железнодорожного транспорта, третьего — с внедрением электроэнергии, телефона и радио, четвертого — с автомобилестроением. Пятый цикл современные исследователи объясняют развитием электроники, генной инженерии, использованием микропроцессоров.

Ряд ученых выделяет еще два вида более крупных циклов: циклы Форрестера и циклы Тоффлера. Первый — продолжительностью две сотни лет, второй — 1-2 тысячелетия. Форрестер свою теорию объясняет сменой применяющихся материалов и источников энергии. Тоффлер придерживается цивилизационного подхода, выделяя сельскохозяйственную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Стоит иметь в виду, что сегодня в ходе процессов глобализации сущность экономических циклов меняется: кризис в одной стране симметрично отражается на других государствах.

 

Российская экономика и мировые тренды

В то время, когда капиталистические государства первого эшелона сотрясались кризисами, экономика нашей страны развивалась по собственным законам. По крайней мере, вплоть до 90-х прошлого века. Дело в том, что все виды циклов, о которых мы рассказали, применимы лишь к рыночной экономике, но не к плановому хозяйству. Командно-административная система предполагает искусственно заданное развитие экономической системы, ведь государство владеет всеми собственно экономическими, политическими и социальными рычагами воздействия на экономику.

Циклич­ность в этом случае проявляется в замедлении или ускорении темпов экономического роста. Так, со второй полови­ны 70-х гг. в СССР отмечалось его замедление, которое с началом перестройки переросло в затяжной кризис. При этом плановый характер хозяйства позволял создавать рукотворные, а потому управляемые циклы развития — так называемые пятилетки. Всего пятилетних планов было разработано 13, и каждый включал разработку целевых показателей развития страны в соответствующий период, задавая ему предсказуемый ритм. Внутри пятилетки за каждым годом была закреплена определенная функция с точки зрения реализации плана. И, кстати, этот инструмент управления применялся далеко не только в СССР. Даже сейчас пятилетки существуют в таких крупных экономиках, как китайская и индийская.

В России планирование было отменено в 1991 году, и экономика приобрела свойства открытости и неравновесности. Некоторые эксперты полагают, что новый полноценный деловой цикл в нашей экономике пока не сложился: первый настоящий циклический кризис случился в 2008-2009 годах. В 2014 году для российской экономики снова наступили тяжелые времена. Говорят о том, что «глубины» сегодняшнему кризису добавляют сразу несколько обстоятельств: падение цен нефти и металлов, санкции и обычная циклическая фаза спада.

Тем не менее глава Центробанка Эльвира Набиуллина не так давно сделала довольно позитивное заявление: Россия — на пороге нового экономического цикла. «Спад в экономике закончился, ряд отраслей растет опережающими темпами, реальные заработные платы начали расти, есть признаки оживления спроса», — сказала Набиуллина. Она также добавила, что банковская система после шоков 2014-2015 годов постепенно восстанавливается.


Текст: Анжела Патракова