Футбол разрушительный: как подготовка к Чемпионату мира портит Волгоград

Региональные СМИ уже несколько лет в самых ярких красках расписывают, как Волгоград преобразится в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018-м. Строительство стадиона задокументировано едва ли не поминутно, число гостиничных мест регулярно бьет городские рекорды, из центра изгоняют рекламу и кричащие вывески, портящие замечательную послевоенную архитектуру — примерно к этому сводится типичный список благоприобретений. Но за кадром остается другое: каков негативный эффект от подготовки к футбольному празднику? «ДВ» пытается выделить главные болевые точки.

В ущерб периферии

Все объекты туристического интереса в Волгограде сосредоточены на совсем небольшой площади: отрезок от Ворошиловского торгового центра до Мамаева кургана в длину, от Волги до железнодорожного полотна в ширину — считанные квадратные километры. Отсюда уберут рекламу, уличных торговцев, аляповатые вывески, киоски и торговые павильоны; здесь отремонтируют дороги, покрасят заборы и скамейки, высадят цветы. Но преобразования не коснутся отдаленных районов: Советский и Кировский, Тракторозаводский и Дзержинский неизбежно будут обделены благоустройством.

Это только усилит разрыв между центром и периферией, и опасность превращения условной Спартановки в гетто, лишенное культурных и досуговых центров, станет реальностью. В сочетании с очевидно усугубившейся уже сейчас транспортной проблемой — попробуйте доехать на автобусе от остановки Грамши до Аллеи Героев в воскресенье! — перспектива рисуется без малого пугающая. Если после 2018 г. городское руководство не направит все силы на «подтягивание» отстающих районов, социальная напряженность может стать даже опасной.

Еще один пример такой «заброшенности» окраин — из экологической сферы. В северной части города есть участок земли, выделенный под строительство домов для многодетных семей. Но, как обратили внимание в начале апреля активисты организации «Зеленый патруль», на этой территории сейчас располагается несанкционированная свалка, убрать которую — по мнению чиновников — должны будущие жильцы. В Год экологии, когда, казалось бы, на решение таких проблем должны выделяться дополнительные деньги, охрана природы финансируется по остаточному принципу — в то время как бюджетные миллионы уходят на снос киосков на Комсомольской.

Потенциал пустоты

В самом сердце Краснодара, на улице Московской, возвышается огромное здание, на картах обозначенное как «долгострой». Мрачное, с зияющими окнами, вечерами напоминающее океанический лайнер, промахнувшийся мимо причала и прорубивший дорогу в центр города, оно стоит как памятник нереализованным амбициям и очень раздражает горожан. Там должна была располагаться гостиница — современная, дорогая, открытая для гостей со всего света: стремительно растущий южный город чувствовал в ней потребность.

Прогулка по улице Краснознаменской или Астраханскому мосту этой весной не может не спровоцировать тревогу: а ну как это циклопическое бетонное сооружение так и не превратится в сияющий на солнце отель-небоскреб? Кто-нибудь, выделяя под застройку один из самых лакомых кусочков городской земли, воображал себе, что будет, если проект не воплотится в жизнь? Да и даже если воплотится — не придется ли затем превращать гостиницу в жилой дом, как это случилось с еще одним зданием буквально через дорогу? Самые оптимистичные прогнозы по туристическому потоку говорят, что заполнить все запланированные в Волгограде гостиничные номера получится только в июне 2018-го, а после — ни разу на обозримую перспективу. А о том, как избавляться от недостроев (еще один возвышается на улице Профсоюзной, поражая воображение гостей города гигантской растяжкой «Продается»), размышлять и вовсе не принято.

Потемкинский город-миллионник

Создать столько гостиничных номеров, чтобы всем гостям хватило; возвести первоклассный стадион; подлатать дороги; отреставрировать фасады на улицах Мира и Советской — все эти замечательные дела объединяет одно: они носят характер «исправления недостатков», но никак не характер прорыва. Ради туристов и болельщиков город-миллионник спешно решает те проблемы, которые можно и нужно было решать безо всякого мундиаля, в штатном режиме. Все это производит впечатление потемкинской деревни: двадцать лет до этого стадион медленно разваливался и покрывался пылью, отели не открывались и не реставрировались, происходящее с асфальтом становилось притчей во языцех, разговоры об объездной трассе и нулевой продольной велись и велись — и теперь вдруг мы спохватываемся.

Сейчас, за четырнадцать месяцев до старта футбольного первенства, очевидно: ЧМ-2018 не станет для Волгограда событием, в корне меняющим жизнь, потому что вместо выработки многолетней стратегии комплексного развития города мы бросились латать дыры, хвататься за одно и другое, вести себя так, будто нам тут не жить, а только гостей принимать. Вероятно, корень этой беды — в слабости региональной элиты: с талантливыми градо- и региононачальниками Волгоградской области не везет, и часто сменяющие друг друга руководители заняты лишь исправлением ошибок предшественников, а не стратегическим планированием. Эту болезнь футболом не вылечить.

Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои…

Трудно избавиться от мысли, что многие инициативы, якобы приуроченные к Чемпионату мира по футболу, на самом деле — решение чьих-то личных бизнес-задач. К примеру, нашумевшая и все еще шумящая транспортная революция: замена маршруток современными автобусами проводится так скоро и необдуманно, что больше походит на желание нажиться, чем на помощь горожанам. Неспроста по Волгограду уже ходят слухи, будто вся «автобусная заварушка» — лобби некой петербургской компании, ищущей способы честного отъема денег у населения. Может, оно и не так, но сама форма воплощения идеи в жизнь не могла не породить подобных пересудов.

Другая история — с рынком на улице Новороссийской, который пытаются изгнать с насиженного места тоже «в рамках подготовки к ЧМ». По здравому рассуждению, связь между рядами зеленщиков и сборной Бразилии, кандидатом на прилет в Волгоград, отсутствует: даже если рынок останется на этом месте, уж бразильцев-то он точно не испугает. Зачем разрушать то, к чему местные жители за годы привыкли, и что все равно возрождается естественным, стихийным образом?

Так и за изгнанием торговых павильонов и киосков из туристического рая можно усмотреть чей-то локальный интерес. Запрещена нестационарная постройка — ее владелец, дабы не терять свой скромный доход, займет первый этаж соседнего здания и будет платить за аренду больше, чем прежде, и в другой карман. При всех плюсах для городской среды — все-таки многочисленные пластиковые блинные и правда не украшают центр города-героя, — решение также выглядит поспешным и стригущим всех под одну гребенку: свежую газету купить скоро будет негде.

Привычка к манне небесной

Есть и не самое очевидное, но весьма болезненное следствие суеты вокруг ЧМ-2018 в Волгограде — из области психологии. Российские регионы в последние полтора десятилетия и без того привыкли ждать подачек из федерального бюджета, и функция большинства губернаторов сводится к выбиванию денег под те или иные проекты. Чемпионат мира как мегапроект только усилил эту тенденцию: вместо поощрения талантливых предпринимателей, вместо поиска путей для интенсивного развития регионы делают все возможное, чтобы их проблемы решила федеральная власть. «Нам не хватает на стадион, помогите!», «Наш аэропорт устарел, прософинансируйте!», «Ура, председатель комитета по транспорту выбил дополнительный миллиард на дороги!» — есть в этой логике что-то ущербное.

Если после футбольной лихорадки Волгоградская область не сделает все возможное для сохранения и поощрения местных предпринимателей, независимо от их оборотов, не будет холить и лелеять всякого, способного продумать социально значимый проект (будь то переработка отходов в стройматериалы, автоматизация дорожного движения или что-то иное), бесспорные усилия, вложенные в проведение ЧМ-2018, окажутся потраченными впустую. Мы не можем уповать на манну небесную и дальше, продолжая при этом терять местных талантов, предпочитающих тот же Краснодар нашему городу. Мундиаль должен стать последним аккордом эпохи «доения федеральной коровы» — а после него мы обязаны взглянуть на соседей вроде Белгорода или Воронежа, которые нашли-таки внутренние ресурсы для ускоренного роста. Волгоградская область — далеко не аутсайдер по своему потенциалу, осталось только этот потенциал реализовать.


Текст: Александр Акулиничев