Торговая наценка, или Кто теряет больше: покупатель или производитель?

Свобода предпринимательства — одна из конституционных свобод человека. Сегодня бизнес, как в нашем регионе, так и в целом по стране сталкивается с различными трудностями, что ставит под сомнение полноту свободы каждого отдельного предпринимателя. Об одной из таких проблем — непозволительно высокой торговой наценке на товары, опустошающей кошельки не только покупателей, но и производителей, мы поговорили с Борисом Тимофеевичем Изгаршевым.

Изгаршев Борис Тимофеевич

— Борис Тимофеевич, как торговая наценка на продукты питания влияет на состояние сельского хозяйства?

— Сегодня торговые сети закупают продукты у фермеров и других сельхозпроизводителей по монопольно низкой цене. Это в корне неправильно — аграрии не получают достаточной прибыли от своей работы. Возьмем гречку: она закупается по 10-20 руб. за 1 кг, при этом ее окончательная цена на полке магазина составляет 60 рублей. Это невыгодно ни фермеру, ни покупателю. Смешная закупочная цена лишает фермера возможности тратить свои личные средства на электроэнергию или горюче-смазочные материалы, удобрения, семена, новую технику. На все это приходится брать кредит, и не под 0,5-1%, а под грабительские 20% годовых, ведь у него нет других вариантов. Результат — невозможность роста производительности труда в аграрном секторе волгоградской экономики.

С другой стороны, покупатель оказывается вынужденным платить высокую цену без гарантии, что он получит качественный товар. Скорее всего, цена не будет соответствовать качеству продукции.

— Почему высокая цена в этом случае не означает высокое качество?

— Неограниченная наценка на товар и низкая закупочная цена приводят к тому, что предпринимателю просто не выгодно производить качественный продукт. Такое положение дел уничтожает конкуренцию между производителями за изготовление именно высококачественной продукции. Отсутствие товаров высокого уровня, соответственно, делает бессмысленными инвестиции в производство… и оно не развивается. Замкнутый круг. Что до торговых сетей, то им, конечно, выгодно закупать дешевый товар низкого качества, наценивать его на 100-200% и ставить на лучшие полки. Покупателя просто обманывают, заставляя платить не за качество, а за выгодное расположение товара на полках. Особенно велик обман в отношении некачественной продукции: покупателя сбивают с толку, пытаясь выдать ее за качественную путем установления на нее высокой цены. При определении цены не учитываются свежесть товара, качество и, конечно, использование при его производстве местного сырья.

Мы провели исследование, и оказалось, что квасные напитки в среднем стоят в 2 раза дороже натурального живого кваса местного производителя. То же самое с пивом: живое натуральное традиционного брожения — 80 руб. за литр, а пивной напиток — 150. Занижением цены на местные натуральные напитки сети делают невыгодным их производство. А иногда вообще не пускают произведенные в регионе товары на полки. Так крупные торговые компании разоряют местных производителей, уничтожают экономику регионов. Гонят некачественный товар и присваивают огромные незаработанные прибыли, финансируя коррупцию.

— Ограничение торговой наценки поможет решить эту проблему?

— Да. Я считаю, что поддержать малый и средний бизнес, а также пополнить региональный бюджет можно, ограничив торговую наценку хотя бы до 20%. Кстати, в США она составляет 17%. Смотрите, учитывая итоговую цену гречки на магазинной полке в 60 рублей (после наценки в 20%), выходит, что торговым сетям станет выгодно закупить ее у фермера не по 10-20 руб. за 1 кг, а по 50. Тогда доход продавца составит не 2-4, а 10 руб. с 1 кг. И сети начнут ставить качественный товар на лучшие полки, чтобы сделать его оборачиваемость выше. Прятать его станет невыгодным. Покупатель будет знать, что чем хуже полка, тем хуже товар, и сможет выбрать не молочный напиток, а молоко, и не пивной напиток, а живое пиво.

— Какими выгодами ограничение наценки обернется для аграрного сектора в целом?

— Оно поможет справедливо разделить прибыль между производителем и торговой сетью. Производитель быстро продаст свою продукцию, и его производственные затраты окупятся. Устранятся посредники, так как накладная от них будет не нужна: основанием для цены товара в магазине станет накладная производителя. Достаточно на ценнике указать две цифры: цену производителя и итоговую на витрине.

— Насколько сложно ограничить наценку?

— Все это можно сделать в Волгограде сейчас, даже не дожидаясь федерального закона о торговле. Представители производства и торговли могут договориться об этом при посредничестве администрации региона, которой такая мера тоже выгодна: местная экономика пойдет в гору, и налоговые поступления в бюджет станут увеличиваться.


Текст: Анжела Патракова

Фото: Виктор Шилин