Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают.
— Спиноза
Как только ученые начали изучать живой мозг, они стали наблюдать принятие решений в действии. Почему этот процесс казался им таким важным? Потому, что результаты наблюдений могли помочь понять природу не только наших чувств, но и моральной ответственности, а также сознания в целом. Одни из первых практических работ в этой области провел Бенджамин Либет из Калифорнийского университета, изучавший «потенциал готовности» — активность двигательной коры мозга, появляющуюся за сотни миллисекунд до произвольных движений руки. В 1980-х годах это спровоцировало начало новой, более сознательной эпохи в исследовании свободы воли.
Основная сложность изучения воли с точки зрения нейрофизиологии в том, что многие инструменты, которые есть в руках у исследователей, слишком неточные, поэтому качественных и независимых измерений сознательного намерения или выбора пока нет. Но, все же, то, что уже есть, подсказывает: в процессе принятия решений осознание приходит гораздо позже, чем мы думали ранее, а значит, это настоящий вызов любой версии свободной воли, где за принятие решения отвечает сознательный умысел.
Раньше, чем осознание
Естественно, появился целый пласт работ, доказывающих это. И эти исследования говорят как минимум о том, что наше сознание не инициирует все наше поведение. То есть бессознательные процессы тоже играют в нем далеко не самую последнюю роль.
Возможно, наши представления о роли собственных сознательных «намерений» и привели нас в заблуждение. Мы путаем простую корреляцию с причинно-следственными связями, полагая, что приводит тело в движение непременно наше сознание. Эта догадка подкрепляется с помощью нейростимуляции или изучения мозга после травмы с повреждениями различных зон; она показывает, что на самом деле люди не имеют полного доступа к различным внутренним процессам. А вот это, в свою очередь, может сильно повлиять на моральную ответственность.
В 2008 году психологи Кэтлин Вогс (Kathleen Vohs) и Джонатан Шкулер (Jonathan Schooler) опубликовали исследование о том, как люди ведут себя, когда наталкиваются на мысль, что предопределение (то есть отсутствие свободной воли) — это правда. Результат обескуражил: отрицание свободы воли явно обеспечивало оправдание тому, чтобы вести себя как угодно.
Вам «кажется»
Ученые до сих пор пытаются собрать данные, которые смогут «запечатлеть» волю с помощью «фотографий» мозга, например, при помощи фМРТ-исследования (функциональная магнитно-резонансная томография). Этот метод позволяет видеть изменение активности различных участков мозга, наблюдая за изменением тока крови (наиболее активные участки мозга требуют больше кислорода).
В регионы мозга, которые максимально подошли для изучения, включили фронтополярную кору (передняя медиальная префронтальная кора, или поле Бродмана 10) и предклинье/заднюю поясную кору (медиальная теменная кора). Для фиксации временного промежутка сознательного действия ученые показывали участникам серию кадров с одной буквой (с интервалом 500 мс), и при нажатии на выбранную кнопку (левую или правую) добровольцы говорили, какую букву они видели в момент, когда они решали ее нажать. И в 60% случаев ее удавалось предсказать за 7 секунд до того, как человек сообщал о своем решении. Конечно, степень точности была ограничена экспериментальной установкой, скоростью обработки данных и другими факторами, но итоги все равно впечатляют.
Похожие результаты продемонстрировали и эксперименты с использованием ЭЭГ (электроэнцефалографии). Кроме того, они доказали, что каждое предыдущее решение само по себе может успешно прогнозировать цепочку будущих решений.
Любое наше действие интерпретируется нами в качестве проявления свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них уверен, что именно он ее открыл. Убеждение в том, что мы можем сами выбирать, как нам поступить, фундаментально для нашей картины мира. Но эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые говорят нам: субъективное восприятие свободы — не более чем иллюзия. На самом деле наши поступки определяются процессами мозга, которые скрыты от нашего сознания и происходят задолго до того, пока появится ощущение принятого решения.
Текст: Анна Хоружая, заместитель главного редактора портала «Новости нейронаук и нейротехнологий», научный и медицинский журналист