«Позиция потребителя — путь в никуда»

Торговля без барьеров и границ – важная составляющая экономической свободы. Ее актуальность для отечественных производителей продуктов питания «ДВ» обсудил с генеральным директором компании «Вершина вкуса» Светланой Николаевной Садчиковой.

Светлана Николаевна Садчикова

Какая идея вам ближе — свободная торговля без границ или защита государством своих производителей протекционистскими мерами?

Безусловно, своих производителей надо защищать. С чем мы остались благодаря политике «сырьевого придатка»? Да ни с чем. Пример из сельского хозяйства: семенной фонд уничтожен, архивов посадочных материалов нет, мы сидим на импортных семенах… Семенной материал не восстанавливается, не дает полноценную семечку для получения следующего урожая. Не все могут купить новый материал в полном объеме, из-за чего падают объемы производства, либо продукт получается некачественный, невостребованный нашей перерабатывающей промышленностью.

А ограничения в торговле с Евросоюзом и Турцией произвели положительный эффект?

Конечно. Я посетила многих сельхозпроизводителей, видела, как они работают, как стремятся расширить свой бизнес. Многие вписались в рынок, создали продукты, не уступающие по качеству импортным. Стали строить теплицы, парники, т. к. знали — есть гарантированный рынок сбыта, пусть и с небольшими объемами. А если снова откроют границы, все, кто взял долгосрочные кредиты и инвестировал в производство, останутся ни с чем.

Турция, например, сильный игрок. Она пойдет на любые уступки, потому что продавать дешево — лучше, чем вообще не продавать. Если турецкий помидор будет стоить дешевле нашего, то сети предпочтут именно его: маржинальную прибыль еще никто не отменял. А через Турцию пойдет товар и из других стран, например, из Европы. Поэтому нужно подождать, дать нашим производителям несколько лет, чтобы мы смогли на равных конкурировать с импортом. Иначе мы, встав немного с колен, опять окажемся на коленях.

Что нужно, кроме протекционизма, чтобы дать производственной сфере развиться?

Она должна поддерживаться государством. К аграрному производству привязано много смежных отраслей, которые давно заброшены. Селекционирование — лишь одна из них. Но где поддержка наших производителей? Если бы кредит был доступнее, люди бы не боялись вкладываться в долгосрочные проекты. Но гарантийные обязательства по кредитам таковы, что в случае неудачи ты останешься на улице. Дайте нам льготные некоммерческие кредиты, целевые программы, поддержку во всех сферах. Почему мы на своей земле не можем вырастить достаточное количество качественной продукции? Мы можем все, только пойдите нам навстречу.

Кто в нынешней ситуации в сельском хозяйстве выигрывает — крупные агрохолдинги или мелкие производители?

Крупные всегда выигрывают. Как минимум из-за эффекта масштаба. Но мелкие производители, формирующие конкурентный рынок, необходимы. Они могут специализироваться на уникальных продуктах, не интересных для массового производства. Они могут искать и пробовать новое, не ходя по проторенным тропам.

А каким в этом смысле должен быть рынок сбыта? С кем «Вершине вкуса» удобнее работать — с множеством мелких торговцев либо с несколькими крупными игроками?

Нужно разделить сбыт напополам. Многие крупные торговые сети зарегистрированы не в России. У некоторых уставный капитал — 10 тысяч рублей. Сегодня они заключили договоры с поставщиками, а завтра обанкротились, но несут ответственность только в пределах уставного капитала. Ты перестал работать с мелкими и средними сбытовиками, отдал весь продукт нескольким крупным торговцам, но если они умрут, ты умрешь вслед за ними. Поэтому сбыт нужно диверсифицировать: я не сторонник складывать все яйца в одну корзину.

Как насчет международных рынков? Если «закрытые» границы — не прихоть отдельной страны, а общий принцип мировой экономики, то не только конкуренты не смогут прийти на ваш рынок, но и вы не сможете выйти на чужие.

Да, но на сегодняшний день выходить за пределы российского рынка нашему производителю особенно и не с чем. Конечно, это палка о двух концах, и она может ударить и по нам, и по ним. «Вершине вкуса» внутреннего рынка пока достаточно. Если бы цены на сырье были более гибкими, наша продукция стала бы конкурентоспособнее. Тогда можно было бы думать о выходе на внешние рынки. А пока развитые страны с сильной господдержкой рассматривают нас не как производителей, а как потребителей их продукции.

Но существует точка зрения, что мы и должны быть потребителями, которым нет разницы, в какой стране произвели продукт… Главное, мол, вкус, качество и цена…

Это ошибочная, утопическая точка зрения. Позиция потребителя — путь в никуда. Мы должны сами быть производителями и настолько сильно стоять на ногах, чтобы умные люди из-за океана не диктовали нам условия и не учили нас жить. Россия — сильная держава, и мы должны поддерживать ее, быть патриотами своей родины.

В завершение хочу поздравить предпринимателей с прошедшими праздниками, пожелать стойкости, терпения и сил. Пусть начавшаяся весна принесет вам только хорошее!


Текст: Константин Смолий

Фото: Виктор Шилин