О невыученных уроках непродуманной мобильности

Перемены — неотъемлемая часть нашей жизни. Меняется все: технологии и курсы валют, цены и деловые партнеры, спрос и вкусы потребителей. Причем скорость изменений неуклонно возрастает. Чтобы быть успешным сегодня, нужно быть мобильным — такова аксиома бизнеса. Чиновники тоже демонстрируют стремление быть в тренде. Законы и правила переписываются с завидной регулярностью. Нам это преподносят как пример мобильности власти: мы уже не те неповоротливые бюрократы, которыми вы привыкли нас считать, мы идём в ногу со временем. Да, только всегда ли новое лучше?

Карэн Туманянц

Волгоградской области нужны инвестиции. И областные чиновники с депутатами отрабатывают общественный заказ на государственную поддержку инвестора на территории региона. В середине 2015 г. законодательство области в короткий срок пополнилось революционной нормой о возможности передачи инвестору земельного участка в аренду без проведения торгов.

Теперь на вполне законных основаниях можно получить государственную или муниципальную землю в обход конкурентов, если пообещать, например, построить много жилья (в законе No 85-ОД от 30.06.15 есть пороговые значения) и безвозмездно передать властям возведённые на ней социальные объекты (детсады, школы, поликлиники и т.д.) на сумму не менее 100 млн руб. Так, по задумке областного руководства, будет обеспечиваться комплексное освоение территории без нагрузки на бюджет. Но реальная картина может быть далека от идеала.

Во-первых, «пообещать» — это не авторская гипербола. Инвестору достаточно указать большие объёмы площадей (представить соответствующие документы) и, вуаля, первое условие выполнено. Но обещать — не значит жениться. Никаких последствий для построивших меньше обещанного не предусмотрено. Да и что тут предусмотришь? Дома к тому моменту будут уже возведены и проданы добросовестным приобретателям. Выполнение обязательств по бесплатной передаче социалки также ничем не гарантировано. Со времен инвестиционных конкурсов 1994 г. известно, что любые обещания, неподкрепленные наказанием за их невыполнение, не стоят бумаги, на которой написаны. Тогда государство отдавало акции предприятий в обмен на обязательство инвестора вложить средства в его развитие. Через три года (срок соглашения) выяснялось, что большая часть предприятий ничего не получила, а их акции уже многократно перепроданы лицам, у которых никаких обязательств перед государством нет.

Фактически областные законодатели предлагают предпринимателю взаимозачет. Вместо платежа за земельный участок, который необходимо было бы внести в бюджет по результатам торгов, ему предлагают «отдать натурой», т.е. социальными объектами. Но бизнесмены считают лучше чиновников (хотя бы потому, что считают свои кровные). Они согласятся на такую «поддержку», только если будут уверены, что стоимость возводимой социалки меньше рыночной стоимости земли. Поэтому бюджет от такого бартера, скорее всего, проиграет.

В отличие от механизма государственных закупок предъявить требования к качеству «социальных» помещений не получится. Ведь юридически — это подарок, а «дареному коню…». Короче, учащимся и лечащимся в этих зданиях не позавидуешь. В начале 2000-х годов бюджетная система, да и коммерческий сектор, с большим облегчением сбросили цепи бартерного обмена. Возврат к этой практике заставляет вспомнить про садовый инструмент, лежащий на пути.

Есть еще одно основание для получения земли в обход торгов — безвозмездное предоставление жилья гражданам, пострадавшим от ЧС. Однако о доле «бесплатного» жилья закон умалчивает. Тем самым чиновники пытаются вернуть давнюю норму о передаче не менее 12% построенных квартир органам власти для решения социальных вопросов, но в гораздо худшей, коррупциогенной, форме.

Согласно упомянутому закону решение о предоставлении без торгов земельных участков принимает лично губернатор Волгоградской области. Такой вариант делает процедуру ещё и абсолютно непрозрачной. Волгоградцы могут никогда и не узнать о мотивах, по которым крупные территории были переданы именно данному инвестору. Конкуренты также не смогут обжаловать в суде распоряжение руководителя региона, т.к. закон предъявляет лишь формальные требования к «победителю», выполнение которых достигается простым оформлением бумаг. Ещё более сомнительным с юридической точки зрения видится наделение губернатора полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципалитетов.

ООО «Родниковая долина» и ООО «Стройсервис» без торгов уже получили в Волгограде 407,8 и 4,6 га земли соответственно. Очень надеюсь, что применение закона ограничится этими двумя случаями. Давайте мобильненько признаем ошибки предыдущей мобильности и постараемся их больше не повторять.


Текст: Карэн Туманянц, зам. генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ