Рисковать не опасно, опасно не рисковать

Есть любимое слово в России — «авось», которое означает «может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды». А любимо оно потому, что выражает жизненные установки и особенности менталитета русского человека.

Управление рисками. Мы задались однажды целью собрать статистику по этому вопросу. Спрашивали знакомых, друзей, партнеров, клиентов, участников семинаров. Задавали один вопрос: организовано ли у вас в компании грамотное управление рисками, включающее все этапы риск-менеджмента (идентификацию, анализ, планирование реагирования, мониторинг и управление)? Получилась красивая статистика: один к десяти (вы верно поняли — только в одном из десяти случаев такое управление есть). Уточним, что речь идет преимущественно о представителях МСП.

Одна из причин такого подхода к управлению рисками, на наш взгляд, заключается в том, что с первого момента осознания себя любая личность в этом мире рискует на каждом шагу. А потому привыкает не бояться, не думать об опасности, верить, что обойдется. Тот, кто выбирает для себя небезопасное занятие, например, предпринимательство, в конечном счете, понимает: риск, на самом деле, не опасность, а отвага, решимость и так необходимая в любом новом деле предприимчивость.

Есть мнение, что любой хороший менеджер является и риск-менеджером. У настоящего предпринимателя есть собственный уникальный интеллектуальный инструмент, замешанный на опыте, интуиции и на чем-то еще… С его помощью принимается решение о том, стоит или нет рисковать в каждом конкретном случае.

Если проанализировать, каким образом стартап-менеджер (СМ) справляется с рисками, тесно связанными с его постоянной деятельностью, то обнаруживается интересная картина. Управление рисками на стартапе идет постоянно! Начинается оно с первой минуты обдумывания идеи: здесь как раз работает внутренний интеллектуальный инструмент, сформированный на собственном опыте. Следующий этап — экспресс-обследование, один из самых важных элементов которого — предварительный анализ главных рисков реализации проекта. И далее практически все направления деятельности СМ органично переплетены с управлением рисками.

Сергей Балабай

Давайте обсудим, какие переходники может использовать стартап-менеджер в сфере управления рисками, дабы повысить эффективность своих действий. Мы можем вновь реализовывать задачу, каждый раз применяя сложные интеллектуальные построения и уникальные личные способности. А можем один раз, пройдя по всем связям и взаимодействиям, выработать алгоритм, инструмент, тот самый переходник, при повторении ситуации значительно облегчающий нам достижение цели.

Во-первых, мы предлагаем вам оптимизацию первого этапа управления рисками — их идентификацию. Реализация остальных процессов больше зависит от правильной работы всех ключевых компонентов СП, хотя интеллектуальные переходники могут создаваться и на других этапах. Чтобы выделить главные риски предстоящего стартапа, нужно пройти по всем составным частям проекта: команда, идея/продукт/потребители, продукт/потребители, спонсор — финансирование, заказчик, время, конкуренты/рынок. Важно подходить к этой работе системно, составляя каталог возможных рисков. Очень помогает в этом ведение хроники событий.  Такой дневник позволяет проанализировать риски и их влияние на проект, чтобы создать новый интеллектуальный переходник.  Особую группу рисков составляет так называемое «сопротивление изменениям». Ему нужно уделять наибольшее внимание. Стартап, будучи экстремальным по своей сути, отличается от регулярных стандартных проектов тем, что для эффективного управления часто приходится использовать инструменты, основанные на творческих способностях, на эмоциональном интеллекте. Особенно они востребованы для «разруливания» рисковых событий. К нештатным ситуациям на стартапе надо быть постоянно готовым, ими нужно активно управлять, соответственно и инструменты управления должны быть настроены так, чтобы «окружающая среда» ощущала их постоянное влияние. Наша стартап-команда готова провести анализ рисков и подготовить для вас профессиональные рекомендации. Рискуйте и развивайтесь!


Контакты:

8 904 430 4004

mail@consultingtime.ru

consultingtime.ru


Текст: Сергей Балабай, директор Центра развития бизнеса «Тайм»

Фото предоставлено автором